- Юрий Петрович, закончилось совещание, которое было посвящено вопросам Арктики. Его проводил глава государства. Вот самые главные на сегодняшний день итоги работы какие Вы можете выделить и какие направления ещё в приоритете, что необходимо развивать?
Прежде всего, Арктика стремительно развивается. Там уже сегодня более 460 инвестиционных проектов реализуется с поддержкой государства. Объём инвестиций по соглашениям превышает триллион. Есть огромные проекты. И в Арктике всё достаточно дорого. То есть любой арктический проект, сегодня я об этом на совещании говорил, любое строительство инфраструктуры требует по сути дела освоения новых пространств. Поэтому, с одной стороны, Арктика сулит огромные возможности для развития России, да и для развития мира, честно говоря. А, с другой стороны, она требует очень скоординированых, очень значительных, очень финансово ёмких решений. И эти решения постоянно немножечко передвигались по годам, потому что определённая работа ведётся, строятся ледоколы, в том числе уникальные – самые мощные в мире, но их не хватает. И надо быстрее принимать решение по строительству новых ледоколов. Это дорого. Такие же решения надо принимать с точки зрения создания спутниковой группировки, создания систем спасения, связи. И многое-многое другое надо делать для того, чтобы Северный морской путь действительно стал такой комфортабельной безопасной надёжной артерией. Поэтому решение с объёмом инвестиций в десятки, а в некоторых случаях в сотни миллиардов рублей никто кроме Президента Российской Федерации принять не может. Поэтому сегодняшнее совещание имеет такое очень важное стратегическое значение с точки зрения того, что могут быть приняты именно решения, которые создадут возможность для поэтапного освоения Северного морского пути.
Там ещё что очень важно? Важно то, что проекты, которые реализуются по побережью, которые реализуются с расчётом на провозные мощности Северного морского пути и действия по освоению Россией Северного морского пути, должны быть синхронизированы. Нельзя сделать так, чтобы инвесторы вложились в проект, а вывести продукцию не могли. И наоборот – достаточно дорого построить, скажем так, инфраструктуру Северного морского пути без проектов. Поэтому самое, наверное, главное – то, что состоялось по результатам совещания у Владимира Владимировича Путина – это решение о том, что Правительство должно подготовить комплексный план, который будет включать анализ и точный прогноз грузопотока по годам и привязанную к ним систему действий, обеспечивающую инвестпроекты, которые собственно и создают этот грузопоток.
- Какие-то сейчас уже есть предложения у Правительства с точки зрения финансирования?
Вы знаете, у нас все эти предложения просчитаны. Нельзя сказать, что мы пришли на совещание и только вот на совещании стали думать об Арктике, о Северном морском пути. Работа в Правительстве по развитию Арктики идёт каждый день. Но ещё раз говорю, объём инвестиций исчисляется десятками и в общем даже сотнями миллиардов, поэтому мы сейчас эти все предложения в план сверстаем и представим главе государства на утверждение, потому что только на его уровне можно принять решение о таком объёме инвестиций.
- Учитывая сложную геополитическую сегодня ситуацию, как-то идёт дополнительная поддержка, какие-то меры поддержки в адрес тех инвесторов, кто уже работает в Арктике, у кого уже там есть проекты?
Обязательно. Мы встречались практически со всеми инвесторами. И основное, о чём сегодня коллеги просят, - это удешевление стоимости кредитов, снижение процентной ставки. Мы эту работу, это направление также будем упаковывать в план. Совершенно точно не будем забывать то, что делали до сих пор. Мы в одной десятой от капитальных вложений инвестора субсидировали строительство инфраструктуры. Мы эту работу будем продолжать.
- Отдельный вопрос – вопрос каботажных грузов, которые доставляются по территории нашей страны, только по морю. Сейчас как решается этот вопрос, чтобы не было проблем, которые, например, как в прошлом году на Дальнем Востоке?
Мы, естественно, анализировали эти проблемы, их причины тоже. И надо сказать, что, во-первых, объём каботажных перевозок резко увеличился. У нас вообще объём проводки по Северному морскому пути растёт пока даже выше, чем это запланировано стратегией его развития. Поэтому, во-первых, перевозить пришлось больше. Во-вторых, как я уже сказал, всё-таки надо строить дополнительные ледоколы. То количество, которое существует, сегодня недостаточно. Но и, кроме того, мы анализировали саму по себе систему управления, скажем так, мореплаванием в акватории Северного морского пути. Она тоже нуждается в некотором реформировании. Такое поручение дал Председатель Правительства Михаил Владимирович Мишустин. Работа проводилась в рамках стратегической сессии. Она готова. Общее предложение достаточно однозначное. Мы считаем, что управление судоходством на Северном морском пути должен осуществлять один единый оператор. И этот единый оператор – «Росатом».
- Если не говорить про каботаж, а в целом про перевозки по Суеверному морскому пути, опять же учитывая всё вместе.
Это и каботаж, и не каботаж. Что касается каботажа, то здесь есть ещё один очень важный результат сегодняшнего совещания. Вот ситуация, о которой вы говорите, прошлой осени, когда ряд судов просто вышел за грани своего, по сути дела, судового класса, они не могли пройти в той погодной ситуации, в которую попали. Их каждое надо было провести ледоколом. Вот эта ситуация довольно сильно обратила на себя внимание организации работы по Северному завозу. У нас сегодня Северный завоз осуществляется каждым субъектом Российской Федерации отдельно, а часто это даже на уровне муниципальных образований. Но это сложно сделать на уровне муниципальных образований. Огромная страна, огромная дорога, сложная ледовая часть в части Северного морского пути и, кроме того, сейчас мы уже с Вами касались этой темы – подросла стоимость кредитных ресурсов, и если мы муниципалитеты и субъекты бросим с этой ситуацией один на один, то просто повысится конечная цена. Просто продукты, медикаменты, строительные материалы приедут к грузополучателю дороже намного. Мы подсчитывали, у нас получается, что если сейчас не оказать помощь в Северном завозе, то инфляция в тех территориях, куда будут приходить грузы, будет с коэффициентом 1,5 к среднероссийской. Это недопустимо. Поэтому мы внесли сегодня предложения о необходимости субсидирования кредитных ресурсов, работающих в рамках Северного завоза, и глава государства Владимир Владимирович Путин дал поручение вообще разработать отдельный закон о Северном завозе. Он на совещании подчеркнул, что надо найти ведомство, которое всем этим будет заниматься, мне было уже неудобно второй раз поднимать руку и просить слова, но могу, пользуясь нашей с Вами беседой, сказать, что мы готовы к такой ответственности, мы готовы к тому, чтобы единым оператором Северного завоза выступило Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, будем это осуществлять в интересах граждан.
- Очень сильно изменилась ситуация с точки зрения логистики из-за внешних ограничений. Особенно всё, то связано с портами, особенно на Северо-Западе и на Юге. В целом, вообще, я думаю, очень большой спрос сейчас на Северный морской путь дополнительно. Верно?
- Очень большой спрос на Северный морской путь. Очень большой спрос на БАМ и на Транссиб. На любую магистраль, которая ведёт на Дальний Восток, сегодня огромный спрос. Мы говорили, помните, ещё когда первый ВЭФ проводили, говорили о том, что страна разворачивается на Восток. Тогда это был, может быть, немножечко опережающий лозунг. Но сегодня это абсолютная реальность. Действительно все грузопотоки поворачиваются на Восток. И надо честно сказать, что невозможно за месяц или два сделать так, чтобы эти магистрали в полном объёме пропустили грузы, потому что грузов стало намного больше. Но работу эту нельзя откладывать ни на день. Надо заниматься тем, чтобы развивать Северный морской путь, расширять провозные возможности Восточного полигона железных дорог, разбираться с нашими погранпереходами. Вы знаете, что мы стали строить больше пограничной инфраструктуры, мостов. Поэтому, в общем, просто вот работу в этом направлении сейчас надо сильно акцентировать.
- У меня последний вопрос, связанный с социальными, наверное, аспектами проживания в районах Арктики. Сегодня какие-то, может быть, дополнительные структурные меры поддержки будут идти? Что сейчас происходит?
- Вы знаете, мы сегодня тоже внесли предложения о том, чтобы механизм работы, который применяется на Дальнем Востоке, - «Единая субсидия» - был расширен на арктические регионы. Это очень эффективный механизм, потому что мы уже на Дальнем Востоке построили и реконструировали 1,5 тыс. социальных объектов – школ, больниц, детских садов, сейчас вот тысячу дворов приводим в порядок. Это очень видно на Дальнем Востоке. Поэтому мне кажется, что такой же механизм для Арктики нужен. Я очень надеюсь, что у нас получится его создать.