Работа по развитию Дальнего Востока
продолжается в соответствии с задачами, поставленным Президентом Российской
Федерации.
На сегодняшний день на Дальнем Востоке реализуется более 2,7 тыс. инвестиционных проектов с общим объёмом заявленных инвестиций, превышающим 6 трлн рублей. Из них 2,5 трлн уже пришло на Дальний Восток и вложено. Создано более 100 тыс. рабочих мест, запущено 503 новых предприятий.
Правительство Российской Федерации работает над тем, чтобы, несмотря на вводимые недружественными странами санкции, все проекты продолжали реализовываться. Пока нам удаётся сохранить все проекты, которые запущены на Дальнем Востоке.
На сегодняшнее заседание Совета безопасности вынесены вопросы, связанные с развитием энергетики и обеспечением безопасности в пограничной сфере на территории Дальнего Востока.
Сказать бы хотел в первую очередь о существующих проблемах.
Если говорить об энергетике, то Николай Платонович уже сказал, что главная проблема – высокий уровень износа теплоэнергетических сетей. В отдельных субъектах округа он достигает 77-95%. Самые большие степени износа в Республике Саха (Якутия), Забайкальском и Приморском краях, Магаданской области.
При этом объём инвестиций в модернизацию энергетического комплекса остаётся недостаточным.
Более 90% выработки электроэнергии Дальнего Востока обеспечивает компания «РусГидро». Объём инвестиций, необходимых для модернизации этих теплосетей на ближайшие 10 лет, оценивается в 191 млрд рублей. При этом текущий уровень запланированных на этот же период инвестиций составляет 39 млрд рублей, что почти в 5 раз ниже потребности.
Одна из основных причин – это разработанная Минэнерго система тарифообразования, которая приводит к увеличению разрыва между ценой угля и закладываемой в тариф частью стоимости.
Если в 2021 году стоимость угля составляла 4,8 тыс. рублей за тонну, то в 2022 году она увеличилась до 8 493 рублей за тонну. Практически рост составил 74%. При этом тарифы коммунальных платежей в рамках существующей системы не могут увеличиваться более чем на 4% в год. Разрыв растёт, он приводит к убытку. А убытки за 2021 год составили 5,2 млрд рублей.
Совершенно понятно, что решать эту проблему просто путём переноса тяжести платежей на население вряд ли осуществимо и вряд ли нужно делать. Но значит, нужно думать над другими возможностями. Надо смотреть возможности в рамках, например, части платежей «РусГидро», которые компания перечисляет Правительству как акционер, или разрабатывать механизм субсидирования. Но просто увеличение разрыва между реальными затратами и затратами компенсируемыми просто приведёт к ухудшению финансового положения компании, которая является жизнеобеспечивающей на территории Дальнего Востока.
Теперь что касается логистической инфраструктуры.
Разворот транспортных потоков на Дальний Восток привёл к резкому повышению требований к срокам модернизации Восточного полигона. Вся продукция, которая выпускается в России экспортноориентированными предприятиями, повернулась на Дальний Восток в те страны, с которыми мы продолжаем экономическое сотрудничество.
При этом объём неперевезённых по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. Неперевезённых, то есть это то, что мы не смогли перевезти. В 2022 году при потребности в 258 млн тонн, прогнозируемый объём неперевезённых грузов может составить 100 млн тонн.
Ущерб, который при этом будет нанесён экономике страны, оценивается в 1,5 трлн рублей.
Очевидно, нужно разобраться, чего нам не хватает. Если денег – нужно выделить и привлечь недостающую рабочую силу, технику. Эта задачу, которую надо решать вне какой бы то ни было очередности.
Сложной остаётся и ситуация на пограничных переходах. Николай Платонович уже об этом говорил. Из 80 пунктов пропуска на Дальнем Востоке функционируют 58, почти все находятся в ненормативном состоянии. Более 80% грузопотока проходит через 12 пунктов пропуска, реконструкция которых является приоритетной. На их модернизацию и техническое оснащение деньги Минтрансу выделены, тем не менее по целому ряду пунктов сроки строительства постоянно переносятся.
Так, по автомобильному пункту пропуска «Пограничный» работы ведутся с 2011 года – одиннадцать лет. Планируемый срок завершения – 4 квартал 2024 года.
По морскому пункту пропуска «Находка» работы также ведутся с 2011 года, планируемый срок завершения – 4 квартал 2023 года. На сегодняшний день контракты расторгнуты и новые не заключены.
По автомобильному пункту пропуска «Полтавка» плановый срок завершения строительства – 2024 год. Перенос на 4 квартал 2026 года.
Я могу этот список продолжать. Он достаточно длинный. Но мне кажется, достаточно сказать, что в 27 пунктах пропуска по девяти расторгнуты договоры, что характеризует качество управления строительством со стороны Министерства транспорта. Здесь надо наводить порядок.
Считаю, что решение вопросов транспортировки экспортно-ориентированных грузов сегодня является важнейшей задачей для развития экономики страны. Оно обеспечит устойчивость в условиях санкционного давления.