Об этом было заявлено на онлайн-форуме «ДФО 2020», который
стартовал на цифровой платформе Synergy.Online.
В рамках панельной дискуссии «Сделано в ДФО» участники форума обсудили проблемы развития рыбной отрасли в регионе. Рыбопромышленники Дальнего Востока обеспечивают более 70% общероссийского объёма добычи рыбы. Безусловно, пандемия коронавируса отразилась и на организации промысла, и на поставках продукции. Однако, ещё в марте 2020 года в Росрыболовстве был создан оперативный штаб, где на регулярной основе обсуждались вопросы, связанные с предотвращением распространения инфекции и адаптацией предприятий к работе в новых реалиях.
Итоги работы ведомства по итогам панельной дискуссии прокомментировал руководитель федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков: «Благодаря принятым мерам даже в самые напряжённые периоды российская рыболовная отрасль работала без сбоев. В результате поставленные на этот год задачи в целом будут выполнены. Вылов водных биоресурсов к середине декабря достиг 4,8 млн тонн, что на 0,7% выше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом Дальний Восток является ключевым драйвером роста: здесь рост превышает 4%», – заявил Илья Шестаков.
Говоря о проблемных моментах, глава Росрыболовства отметил, что наболевшим остаётся вопрос с внешнеторговыми операциями – выгрузкой продукции в портах Китая. Для ДФО это основной экспортный рынок.
«Наши торговые партнёры ввели новые требования: обязательная дезинфекция поставляемой продукции. Вместе с тем технически реализовать эти меры Китай пока был не готов, поэтому возникали простои транспортных судов в портах. Представители Росрыболовства, Россельхознадзора, МИДа России находятся в постоянном контакте с китайскими партнёрами, с тем чтобы были приняты меры по сокращению сроков выгрузки», – отметил глава Росрыболовства.
В ведомстве также заявили об обновлении портовой инфраструктуры, строительстве судов в рамках реализации квот на инвестиционные цели. Уже сдано в эксплуатацию 19 береговых заводов, в том числе 9 – на Дальнем Востоке: в Сахалинской области, на Камчатке, в Приморье. Ещё 5 проектов – в стадии реализации. Также на стадии строительства находятся 25 судов, 11 из них спущены на воду, пять судов уже пополнили рыбопромысловый флот, в том числе три судна – дальневосточный флот. Причём спуски траулеров на воду, несмотря на трудности, проходили и в этом году. Закладка остальных судов произойдёт до конца 2023 года. Всего заключены договоры на строительство 28 судов для Дальнего Востока. Ещё 39 судов, в том числе для Дальневосточного бассейна, будут построены по итогам крабовых аукционов. Часть из них будет построена на дальневосточных верфях.
Кроме того, Росрыболовство готовит предложения для ускорения процедуры получения инвестквот. Если сейчас судно должно быть полностью сдано заказчику до 1 октября, то после внесения изменений последний этап – процессы доналадки оборудования на судне, проведение его испытаний – не будет включаться в этот график. Рыбопромышленники смогут раньше получить инвестиционные квоты, чтобы в будущем году начать их осваивать.
«Механизм инвестквот показал свою эффективность. В дальнейшей перспективе рассматриваем возможности расширения этой программы, а также включения в механизм дополнительных объектов водных биоресурсов. Но мы знаем о высоком уровне финансового обременении многих предприятий в связи с реализацией инвестпроектов. Поэтому ещё будем обсуждать с отраслевым сообществом сроки и другие аспекты расширения программы», – отмечают в Росрыболовстве.
Отдельно в ведомстве рассказали про промысл тихоокеанских лососей. В 2020 году было добыто около 300 тыс. тонн этого вида рыбы, что оказалось ниже прогноза. И хотя показатель вылова находится на уровне среднегодовых значений, учёные говорят о тенденции снижения запасов по всему бассейну. Для более тщательной оценки запасов и изучения происходящих изменений принята целевая программа «Лосось 2021».