Преференциальные режимы Дальнего Востока и Арктики, управляемые Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) под руководством Минвостокразвития России, с момента своего создания привлекли более 1 трлн иностранных инвестиций. Резиденты территорий опережающего развития (ТОР), свободного порта Владивосток (СПВ) и Арктической зоны России (АЗРФ) реализуют 90 проектов с участием зарубежного капитала, сообщили ТАСС в КРДВ.
"Среди проектов резидентов ТОР, СПВ и Арктической зоны РФ - 90 с иностранным участием. Это 2,5% из общего числа всех инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке и в Арктике, их общая сумма - 1,1 трлн рублей", - сказал заместитель генерального директора КРДВ по сопровождению инвестиционных проектов Сергей Скалий.
Активнее других интерес к бизнесу на этих территориях проявляют инвесторы из Китая - на их долю приходится 61% проектов. Самым масштабным является проект Амурского газохимического комплекса в Амурской области - крупнейшего в мире завода по производству полиэтилена и полипропилена. Это совместное предприятие "Сибура" (60%) и китайской Sinopec (40%).
В Приморском крае и в Амурской области компании "Легендагро Приморье" и "Легендагро логистика Амур" реализуют с участием китайского капитала инициативы в сельскохозяйственной отрасли, отметили в КРДВ. В Приморье компания "Юбо-Сумотори" наладила производство грузовой техники китайской марки Faw. Там отмечают, что спрос на грузовики значительно возрос. Компания "И Сэнь" открыла деревоперерабатывающую фабрику полного производственного цикла, которая изготавливает березовый мебельный щит из круглого леса, а компания "ДИК "Цяосин" создала в Приморье комплекс для выращивания сои и кукурузы.
Есть также четыре проекта, которые реализуются с участием индийских компаний и 31 резидента из других стран. Например, предприятие "Джей Ти" запустило первую и единственную на Дальнем Востоке чаеразвесочную фабрику мощностью 1 млрд чайных пакетиков в год. Местом для расположения производства по выпуску весового и пакетированного индийского чая стал индустриально-логистический парк "Авиаполис Янковский" в Приморском крае.
Преференциальные режимы становятся более привлекательными для зарубежных инвесторов. С начала 2024 года на ТОР и в СПВ началась реализация 10 новых проектов с иностранным участием. "В этом году появилось еще десять новых проектов с иностранным участием на сумму 13,7 млрд рублей. Из них Китай реализует восемь проектов с объемом вложений в 10,7 млрд рублей. Инициативы касаются таких сфер, как добыча угля, производство и переработка зерновых и масленичных культур, строительство, судоремонт, образование", - сказал Сергей Скалий.
Усилит сотрудничество с иностранными инвесторами и новый вид территории опережающего развития - Международная ТОР (МТОР). Механизм МТОР заработает в 2025 году. Под создание таких зон определены площадки в Приморье и Амурской области и других регионах. В рамках МТОР также возможно применение процедуры свободной таможенной зоны.
Как рассказал Сергей Скалий, резидентом международной ТОР может стать новое российское юридическое лицо, при этом не ограничивается участие в нем иностранных юридических и физических лиц, что позволяет привлекать средства зарубежных инвесторов. Для получения мер государственной поддержки резидент МТОР должен будет запустить предприятие, ориентированное на продукцию с высокой добавленной стоимостью с капитальными вложениями в объеме не менее 500 млн рублей.
Несмотря на санкции, международное сотрудничество развивается, особенно со странами Азией. Это выражается и в числе проектов, и в суммах инвестиций, и в уровне товарооборота. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) становится ключевым для России с точки зрения перспектив наращивания экономического сотрудничества.
В АТР поставляются минерально-сырьевые продукты, продукция металлургической промышленности, нефть и нефтепродукты, уголь, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, химическая продукция, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, техника и другое. В значительном объеме отправляется на экспорт рыба, морепродукты.
Россия импортирует из стран АТР машины и оборудование, транспортные средства, химическую и сельскохозяйственную продукцию, текстиль, одежду и обувь, технические инструменты и аппаратуру и другое. Товарооборот российского Дальнего Востока с Китаем за последние 10 лет удвоился и по итогам прошлого года достиг $23 млрд.
Разворот экспортных потоков на Восток предъявляет новые требования к приграничной инфраструктуре. Пункты пропуска на Дальнем Востоке в 2023 году обработали 211 млн тонн грузов, при этом сухопутные пункты на границе с Китаем увеличили грузооборот с 29,9 до 40,4 млн тонн.
Значимый вклад в рост показателей внесли запущенные в 2022 году два новых мостовых перехода - Благовещенск - Хэйхэ в Амурской области и Нижнеленинское - Тунцзян в Еврейской автономии. "За прошлый год по ним перевезли 3,8 млн тонн грузов. При этом потенциал этих объектов на порядок выше - до 4 млн тонн - Благовещенск - Хэйхэ и до 24 млн тонн - Нижнеленинское - Тунцзян. Дальнейшему увеличению объемов перевозки будет способствовать развитие логистической инфраструктуры на примостовых территориях", - сказал Сергей Скалий.
Так, вблизи моста у Благовещенска функционирует новый таможенно-логистический терминал "Кани-Курган", создается многофункциональный железнодорожный терминальный комплекс "Сухой порт Благовещенск", ведется строительство пункта пропуска "Кани-Курган". У моста в Еврейской автономии реализуется проект по созданию транспортно-логистического центра и планируется строительство железнодорожного комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов и продуктов нефтехимии.
В Амурской области также появится единственная в мире трансграничная канатная дорога через Амур между Благовещенском и китайским Хэйхэ. В 2025 году планируется запустить надежное круглогодичное комфортабельное пассажирское сообщение между двумя странами. Объект будет состоять из двух независимых линий с двумя кабинами вместимостью до 110 человек каждая. В год дорога сможет перевозить до 1,7 млн человек. На российской стороне строится четырехуровневый пассажирский терминал общей площадью 26 тыс. квадратных метров. Вместе с терминальной станцией канатной дороги в нем будут работать пункт пропуска через государственную границу, магазин беспошлинной торговли, рестораны, торговые и развлекательные объекты.
Как сообщал ранее глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков, в Хабаровском крае реализуется Единая российско-китайская концепция развития острова Большой Уссурийский, разрабатывается мастер-план российской части острова и прилегающих территорий Хабаровского края. На первом этапе предполагается строительство грузопассажирского трансграничного перехода, создание туристической и деловой инфраструктуры. Общий объем инвестиций с российской стороны составит не менее 80 млрд рублей. Планируется, что к 2030 году грузооборот через остров достигнет 1,3 млн тонн, пассажиропоток - 1,4 млн человек.