Официальные ресурсы

Выступление Юрия Трутнева на стратегической сессии у Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина на тему «О развитии Арктической зоны РФ»

23 октября 2024 Распечатать

Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!

Прежде всего, что же такое Арктика для Российской Федерации?

Богатые залежи углеводородов формируют условия для развития проектов, имеющих мировое значение. 

Каждый 6-ой рубль ВВП России создается в Арктике. 

Трудно переоценить значение Северного морского пути, по сути дела второго пути из Европы в Азию. 

Арктические территории играют большую роль в мировой системе безопасности. 

В то же время освоение Арктики связано с большим количеством испытаний. Среднегодовая температура за Полярным кругом -7°C. Отопительный период в 1,5 раза длиннее, чем на остальной территории России. 2 месяца в Арктике царствует полярная ночь. 

Большие затраты на производство электроэнергии, в 2 раза более низкая чем даже на Дальнем Востоке плотность населения – совокупность этих и других факторов требует от людей, проживающих в высоких широтах, мужества, терпения и стойкости. 

В целях ускорения развития АЗРФ Правительством России разработана и 26 октября 2020 года принята Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

Реализуя стратегию, мы открыли 3 арктических ТОР. Создали самую большую особую экономическую зону. Внедрили режим арктического гектара и ипотеки. В 2023 году принят Закон о Северном завозе. Утвержден перечень опорных пунктов. 

Большую работу еще предстоит сделать. В первую очередь в части создания инфраструктуры Северного морского пути. 

Всего для нормативного обеспечения деятельности в Арктике принято 13 Федеральных законов, 7 Указов Президента России. 

Каковы фактические результаты этой работы?

В Арктику вложено 568 млрд рублей частных инвестиций. Введено в эксплуатацию 242 предприятия. Создано 16 тыс. рабочих мест. 

В Арктике активно работают такие компании, как «Новатэк», «Газпром», «Норникель», «Лукойл», «Еврохим», «Полиметалл» и другие. 

Как я уже говорил, важнейшим для развития Арктики является проект Северного морского пути. По сути, он связывает арктические регионы, создает условия для их дальнейшего экономического развития. 

1 августа 2022 года Правительством по поручению Президента утвержден План развития СМП до 2025 года. Он предусматривает почти 150 мероприятий с общим объемом капитальных вложений более 1,7 трлн рублей. 

Работа по реализации Плана Правительством ведется. Строятся ледоколы, вспомогательные суда, порты и терминалы. Создается спутниковая группировка. 

В то же время не могу не сказать о нерешенных проблемах.

Первое. Стоимость кредитов, высокая доля использования ресурсов «Росатома» в финансировании новых ледоколов при расчете экономической модели функционирования СМП делает неконкурентоспособными тарифы на ледокольное сопровождение. 

Второе. При дефиците грузового флота ледового класса не менее 70 судов мощность российских верфей позволяет построить до 2030 года только 16. 

Третье. Не определены источники финансирования по проекту Северного широтного хода, железной дороги к Западному транспортно-логистическому узлу в Мурманской области. 

Существует дефицит финансирования строительства спутников, центров размещения подразделений МЧС, создания системы экологического мониторинга. 

Ко всему сказанному хочу добавить, что интерес ряда стран к трассе СМП, их желание получить возможность беспрепятственных перевозок вдоль трассы и влиять на ситуацию на арктическом побережье РФ становятся все более ярко выраженными. 

Все эти вызовы, на мой взгляд, создают необходимость усиления работы по развитию Арктической зоны.

Спасибо за внимание!