Северный морской путь – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).
Протяженность Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км.
Привлекательность СМП для транзита обуславливается тем, что этот путь оказывается на 15–20 дней (или почти в два раза) короче транспортировки через Суэцкий канал.
В Стратегии развития Арктики значение Северного морского пути определятся в качестве транспортного коридора мирового значения, используемого для перевозки национальных и международных грузов, роль которого будет возрастать в результате климатических изменений.
Все последние годы значение Северного морского пути неуклонно повышалось, а в условиях текущих геополитических событий оно приобретает геостратегическое значение.
Северный морской путь обсуживает огромную экономику российской Арктики, где уже сегодня накоплены экономические проекты, составляющие до 20 процентов российского экспорта, до 10 процентов – валового внутреннего продукта Российской Федерации. Это такие всемирно значимые провинции, экономические провинции, как Ямал, как Норильск, как Мурманск, как Якутия.
Целевые показатели развития Северного
морского пути утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 1
августа 2022 г.
№ 2115-р и предусматривают достижение целевого грузопотока 150 млн тонн по
итогам 2030 года и 220 млн тонн по итогам 2035 года.
План включает в себя 155 мероприятий по 5 разделам: грузовая база, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность судоходства по СМП, а также управление и развитие судоходства по СМП.
По итогам 2023 года грузопоток по СМП достиг абсолютного рекорда за всю историю грузоперевозок – 36,256 млн тонн.
По итогам 2023 года транзитный грузопоток достиг исторического максимума и составил 2,149 млн тонн