Во время рабочей поездки в Сахалинскую область Заместитель Председателя Правительства РФ - полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев дал поручение Минприроды России в течение месяца разработать на законодательном уровне и представить на обсуждение Правительства РФ схему подъема и утилизации затопленных судов. Поручение дано в целях обеспечения экологической безопасности и безопасности судоходства по итогам совещания, прошедшего в Южно-Сахалинске.
«Вопрос давно назрел, он много раз выносился, давались соответствующие поручения. Но почти ничего не делается. Не существует четкой и эффективной государственной политики в этом направлении. Продолжаются дискуссии о том, кому принадлежит утонувшее судно, кто должен его поднимать и утилизировать. Разговоры ни к чему не приводят. Суда продолжают находиться там, где и были. Я дал поручение в течение месяца Минприроды РФ подготовить законопроект, в соответствии с которым, если судно затонуло, то собственник обязан в течение трех месяцев его поднять. Если он не поднял, то он лишается права собственности на это имущество. Тогда подъем судна будет осуществляется за счет других финансовых механизмов. А платить за стоимость подъема будет собственник», - сказал Юрий Трутнев.
Как отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов: «Существенную проблему представляют суда, затонувшие ранее. В акваториях сотни таких судов, их собственники зачастую не установлены. Минприроды России предлагает утилизировать такие объекты в рамках федерального проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология». Для этого необходимо признать эти суда бесхозяйными и предусмотреть механизмы финансирования работ по ликвидации объектов накопленного экологического вреда». Как отметил замминистра, такие полномочия у Минприроды России есть, они возложены на министерство постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 № 1834 - по выявлению, оценке и организации работ по ликвидации объектов НВОС, расположенных, в том числе во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне РФ.
Вице-премьер обратил внимание на необходимость разработки механизма поддержки инвесторов, поднимающих затонувшие суда на Дальнем Востоке, и его финансовое обеспечение. «Надо подумать над таким механизмом. Хотелось бы, чтобы в подъеме и утилизации судов принимал участие бизнес. Если экономика таких проектов не сойдется, то будет помогать государство. Соответствующие средства на поддержку таких инвесторов Минприроды России должно запросить в рамках предстоящего 21-го бюджетного года. А за это время надо подготовить закон, проработать механизмы привлечения бизнеса и приступить к работе», - подчеркнул он.
Как отметил Юрий Трутнев, затонувшие суда создают опасность для навигации, ухудшают экологию, увеличивая техногенную нагрузку на окружающую среду, влияют на внешний вид береговой зоны. По информации Минприроды России, в границах акваторий портов, расположенных на Дальнем Востоке, затонуло свыше 545 плавучих средств. В акватории Сахалина, Курильских островов и Камчатки, по информации Росморречфлота, имеется 34 затонувших судна; самый проблемный участок – Невельский район Сахалинской области, на который приходится 23 затонувших плавсредства. «Затонувших судов много. Зачастую они находятся в акваториях портов. Они уродуют акваторию и создают риски для мореплавания. У нас красивые акватории, красивый океан, а оттуда торчат ржавые остатки судов. Это неправильно, это надо убрать, ликвидировать. Надо в акваториях прибраться», - подытожил вице-премьер.
В мероприятии приняли участие губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов, руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области Роман Ивахов, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» Владимир Шутько и другие.