24 сентября Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев совместно
с Заместителем Председателя Правительства РФ - полномочным представителем
Президента РФ в ДФО Юрием Трутневым в г. Владивостоке провели выездное
совещание Секретаря Совета Безопасности РФ.
Рассматривались дополнительные меры по пресечению правонарушений в сфере добычи, переработки и реализации водных биологических ресурсов на территории Дальнего Востоке. Обсуждались меры по обеспечению безопасности дорожного движения в субъектах РФ, находящихся в пределах ДФО.
Выступление Заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева:
Прежде всего, хочу поблагодарить Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Николая Платоновича Патрушева, за внимание к проблемам дальневосточного региона.
Вопросы, вынесенные на совещание Секретаря Совета Безопасности России, имеют большое значение для Дальнего Востока. Коротко остановлюсь на каждом.
Прежде всего вопросы защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Несколько дней назад рассматривал эти вопросы в ЕАО и Хабаровском крае.
Как там выглядит ситуация.
Отсутствие должного контроля со стороны Министерства природных ресурсов РФ и плохая организация работы в правительстве Хабаровского края привели к тому, что за последние 7 лет так и не осуществлена защита стратегически важного авиационного предприятия в Комсомольске-на-Амуре. Вместо работы происходило заключение и расторжение контрактов, судебные процессы. Неоднократные поручения Правительства РФ так же ни к чему не привели.
Вызывает вопросы и качество строительства гидротехнических сооружений там, где они уже были построены.
Так 14 сентября 2020г. в ЕАО произошёл прорыв дренажной трубы дамбы в селе Ленинское. Хочу отметить, что в 2011-2012 годах в этом районе производился частичный ремонт гидротехнических сооружений, на который было выделено 17,6 млн рублей, 14 из которых - из федерального бюджета. Однако дамба все равно не выдержала нагрузки.
17 сентября 2020 г. Ленинским межрайонным отделом СУ СК России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области возбуждено уголовное дело.
Продолжение затягивания сроков и низкое качество работ по строительству целого ряда гидротехнических сооружений вызывает риски для граждан и стратегически важных предприятий Дальнего Востока.
Считаю, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство водных ресурсов и регионы с этой работой справиться не в состоянии. Если они этого не сделали за 7 лет, ждать дальше было бы безответственно.
Буду предлагать Председателю Правительства РФ Мишустину Михаилу Владимировичу, централизовать эти работы в ответственности Минстроя России. Предварительно вопрос с министерством обсужден.
Теперь перейду к вопросу о правонарушениях в сфере добычи водных биологических ресурсов.
Добыча и переработка ВБР - важная часть экономики Дальнего Востока. Ежегодно в регионе добывается 68% от всего вылова России (3,4 млн тонн водных биологических ресурсов).
Большое значение для новой работы отрасли имеет введённый по поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина, механизм распределения квот в обмен на инвестиции.
В рамках действия этого закона будет построено 14 рыбоперерабатывающих заводов, 29 краболовных судов на сумму 96,5 млрд рублей. В Бюджет России поступило дополнительно 142 млрд рублей, из них 99,5 млрд рублей – от дальневосточных предприятий.
В то же время, браконьерство, нарушение законодательства по добыче ВБР продолжает наносить ущерб экономике страны, создает проблемы для людей на Дальнем Востоке. Остановлюсь только на некоторых проблемах, связанных с браконьерством.
По поручению Президента РФ и Правительства РФ Фондом развития Дальнего Востока в 2017 году разработан интернет-сервис предоставления рыбоводных участков в виде аукционов в электронной форме.
В рамках этого механизма инвесторам выделено более 60 тыс. гектар акватории, а общая площадь рыбоводных участков составила 83 тыс. га, что более чем в два раза превышает объем выделенных участков за последние 20 лет.
Хочу отметить, что стоимость 1 га акватории в ходе торгов выросла более чем в два раза. По пяти участкам цена выросла более чем в 10 раз. В бюджет поступило более 300 млн руб.
В то же время люди, инвестирующие средства в разведение ВБР постоянно сталкиваются с проблемой браконьерства. Оснащенные современным подводным снаряжением, скоростными судами браконьеры опустошают участки, что приводит к разорению инвесторов и ущербу инвестиционной репутации Дальнего Востока.
Второй вопиющий пример браконьерства на котором хотелось бы остановиться - это ситуация с добычей рыбы в период нереста на Камчатке, когда отдельные группы браконьеров не просто незаконно ловят рыбу, а потрошат ее, добывая икру и оставляя тонны гниющей рыбы на берегу. Возникающий ущерб рыбьему поголовью и экологии трудно переоценить.
Кроме того, живущие на Камчатке люди, наблюдающие такую картину, начинают серьезно сомневаться в возможности властей навести порядок.
В то же время, параллельно с необходимыми мерами по ужесточению борьбы с браконьерством на реках, правильно будет задуматься и над законодательным регулированием рыбной ловли в части допуска местного населения к любительскому рыболовству.
Приведу пример по той же Камчатке. Так, в 2019 году на полуострове было добыто 1,3 млн тонн ВБР общей стоимостью 153 млрд руб. Этот объем добычи позволяет нескольким предпринимателям уверенно занимать высокие строки в рейтинге журнала Форбс.
В то же время, отток населения с Камчатки самый большой из всех регионов Дальнего Востока. Одной из причин является недоступность ловли рыбы в реках, на берегах которых они живут.
Считаю, что надо принять меры по либерализации правил любительской рыбной ловли, значительно расширив выделяемые для нее общедоступные участки.
Не вижу ничего страшного в том, чтобы крупные компании заработали на 10 процентов меньше, повысив доходы населения, создав у людей дополнительные стимулы жить и работать на полуострове.
Отдельно хочу сказать об общественной опасности браконьерства, осуществляемого гражданами соседних стран, прежде всего КНДР и КНР.
Ежегодно в течение последних лет на территории Приморского края в период сайровой и кальмаровой путины (август-сентябрь) отмечаются массовые нарушения границы исключительной экономической зоны Российской Федерации браконьерскими судами корейских рыбаков. Имелись случаи нападения как на российских рыбаков, так и на сотрудников пограничной охраны ФСБ России.
Побережье в Хасанском районе Приморского края напоминает остров погибших кораблей, все прибрежные отмели забиты выброшенными на берег корейскими рыболовными судами.
Пограничники ссылаются на то, что при входе в российские территориальные воды браконьеры используют нормы международного права, позволяющие пройти в прибрежные воды в случае плохих погодных условий. Фактически же это просто браконьерские экспедиции. И этим походам надо положить конец. Экономические интересы страны должны быть защищены.
Последний вопрос, который будет обсуждаться на сегодняшнем совещании - меры обеспечения безопасности дорожного движения на Дальнем Востоке.
Президент поставил перед нами задачу к 2024 году обеспечить снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тысяч человек.
На Дальнем Востоке это показатель превышен в 4 раза.
Количество летальных случаев, связанных с ДТП, составляет 10% от общего числа смертей в округе.
При этом, одна из главных причин ДТП – плохое состояние дорожного покрытия, отсутствие разметки. Только 41,8% автомобильных дорог регионального значения в субъектах округа соответствуют нормативным требованиям, а в городах не более 52,9%.
Самыми безопасными на сегодняшний день остаются дороги с асфальтовым покрытием, однако на Дальнем Востоке они занимают всего 43% от общей протяженности дорожного полотна.
Для решения этих и других проблем во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минтрансом РФ был разработан Паспорт нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Реализация национального проекта предусматривает:
снижение к 2024 году смертности в результате ДТП до уровня, не превышающего 4 человека на 100 тысяч населения;
увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям до 50,9%;
увеличение доли дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии – до 85%;
снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки до 9,1%;
снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети – до 50%.
При этом на каждый год запланировано достижение промежуточных значений.
В соответствии с положением о полномочном представителе Президента РФ будем ежегодно внимательно анализировать работу по проектам и докладывать о результатах работы руководству страны.