На
совещании рассматривался ход выполнения дальневосточными регионами показателей
национального проекта «Жилье и городская среда», национального проекта
«Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Как отметил, открывая совещание, Юрий Трутнев Правительство РФ по поручению главы государства продолжает работу по развитию Дальнего Востока. «Сегодня Дальний Восток России является лидером по привлечению инвестиций. 30% прямых иностранных инвестиций приходится на Дальний Восток. На сегодняшний день с государственной поддержкой реализуется 2551 инвестиционный проект с общим объемом инвестиций более 5 трлн рублей и созданием 177 тыс. новых рабочих мест. Эта работа будет осуществляться в ближайшие годы. Уже сегодня с поддержкой государства построено 342 предприятия, в которые фактически проинвестировано 285 млрд рублей. Общий объем инвестиций на Дальний Восток составил 1,3 трлн рублей. Успешно функционируют 22 территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, осуществляется государственная поддержка крупных инвестиционных проектов, реализуется программа «Дальневосточный гектар», предоставляется льготная дальневосточная ипотека», - сообщил он.
В то же время, как считает Юрий Трутнев, на протяжении ряда десятилетий Дальний Восток осваивался фактически по вахтовому принципу, что привело к существенному отставанию по сравнению с другими российскими регионами в качестве медицинских услуг, образовании, состоянию автомобильных дорог, другой необходимой для жизни людей инфраструктуре. Для решения этих задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Правительством России 24 сентября утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. «Самая главная задача программы – достижение показателей по каждому дальневосточному субъекту к 2024 году не ниже среднероссийского. Эта работа будет проводиться по всем направлениям», – подчеркнул он.
Обсуждались показатели ввода жилья, ход реализации программы «Стимул», реализация программ переселения из аварийного жилья, вопросы ипотечного кредитования, рассматривались пути решения проблем обманутых дольщиков.
«На прошедшем заседании Госсовета определены новые задачи по строительству жилья и дорог, утверждены показатели, которых необходимо достигнуть в перспективе до 2024 года и в перспективе до 2030 года. Особое внимание Президент уделил строительству жилья. Этим вопросом будем заниматься все вместе. Поставлена задача – ежегодно строить 0,82 кв. м жилья на человека. Считаю, что у Дальнего Востока есть колоссальный потенциал. Те планы, которые есть на Дальнем Востоке сегодня, – занижены. Во Владивостоке и Приморье надо строить ежегодно по одному метру на человека. Необходимо ставить такую задачу. На этот показатель надо настраиваться и другим регионам. Нужно поддержать всех, кто хочет строить, начиная с индивидуального жилищного строительства до крупных проектов», – подчеркнул Марат Хуснуллин.
Отмечено позитивное влияние на строительную отрасль программы «Дальневосточная ипотека», благодаря которой молодые семьи могут получить льготный ипотечный кредит под 2% годовых. По состоянию на 24 сентября 2020 года поступило почти 45 тыс. заявок, из которых уже одобрено 68%. Льготный ипотечный кредит уже получили 11,1 тыс. семей в объеме 39,2 млрд рублей (средняя сумма кредита составила 3,51 млн рублей). «По приросту ипотеки Дальневосточный федеральный округ находится на первом месте. Прирост составляет 22%, тогда как в среднем по стране прирост – 11%. Этому способствовала программа «Дальневосточная ипотека». Было принято хорошее управленческое решение, и люди теперь могут получать льготный ипотечный кредит», – считает Марат Хуснуллин.
На Дальнем Востоке реализуется программа ипотечного кредитования с государственной поддержкой под 6,5% годовых. «Заявок на льготную ипотеку в ДФО подано много, а одобрено и выдано чуть больше 30%. У людей есть возможность улучшить свои жилищные условия в первую очередь в столичных городах регионов. С учетом сформированного спроса банкам нужно быстрее рассматривать заявки, а застройщикам – улучшать качество проектов, в которых люди планируют купить квартиру», – пояснил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никита Стасишин.
Отмечена важность проведения системной градостроительной политики. По словам Юрия Трутнева, в большинстве регионов Дальнего Востока не сформированы архитектурные советы, зачастую отсутствует должность главных архитекторов городов. «Градостроительная политика проводится по принципу: где нашли пустующий участок земли, там что-нибудь и построили. Нет необходимой архитектурной проработки, нет мысли о том, что надо использовать уникальные природные ландшафты и вписывать в них архитектурные комплексы. Изменение этой ситуации, формирование продуманной градостроительной политики создали бы больше оснований для того, чтобы люди гордились своими городами, а значит планировали продолжать жить и работать на Дальнем Востоке», – пояснил вице-премьер.
«Надо кардинально пересмотреть подходы к управлению жилищным строительством, формировать штабы по управлению стройками. Собирайте инвесторов, собирайте сетевиков, ищите архитекторов, учите их, используйте земельные участки. Вышло огромное количество законодательных инициатив, которые дают возможность работать тем, кто хочет работать. Нужно использовать все существующие механизмы. Закон позволяет взять любую территорию города, сделать упрощенный вариант генплана и делать то, что определено. Есть все возможности для работы», – заявил Марат Хуснуллин.
Внимание глав регионов было обращено на возможности привлечения проектного финансирования на жилищное строительство через инфраструктурные облигации. «Регионам, где есть крупные проекты по строительству жилья, мы будем готовы совместно с Минфином увеличить размеры возможно допустимого долга примерно на 10 лет под инфраструктурные облигации», – рассказал Марат Хуснуллин.
Прорабатывались вопросы переселения граждан из аварийного жилья. В настоящее время доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилого фонда Дальнего Востока в 2,5 раза выше среднероссийских значений (6% – в ДФО, 2,4% – в РФ). Президентом России поставлены и в Национальной программе нашли отражение задачи по увеличению годового объема жилищного строительства в 1,6 раза (с 2,5 млн кв. м. до 3,3 млн кв. м в 2024 году), сокращению количества непригодного для проживания жилья в 3,5 раза, расселению 1,7 млн кв. м аварийного жилья. Как напомнил Марат Хуснуллин, на рассмотрение Государственной Думы внесен закон, направленный на расселение аварийного жилья. Принятие закона позволит ускорить расселение аварийного жилья как с механизмом бюджетных средств, так и с привлечением внебюджетных источников. По решению главы государства в этом году в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» было выделено дополнительно 50 млрд рублей на переселение из аварийного жилья. Средства смогут получить те регионы, которые будут с опережением реализовывать программу по расселению.
О реализации программы стимулирования кредитования жилищного строительства в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» доложил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев. Программа «Стимул» реализуется в четырех дальневосточных регионах – Амурской области, Республике Бурятии, Хабаровском крае, Республике Саха (Якутия). Лучшие показатели демонстрирует Амурская область (80% выполнения программы).
Минстрою России совместно с главами дальневосточных регионов поручено пересмотреть ключевые показатели по реализации национального проекта «Жилье и городская среда» с учетом поставленных Президентом РФ задач по увеличению объемов строительства жилья, данных по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета.
На совещании обсуждалось состояние дорожной сети. «Этот вопрос традиционно входит в тройку самых болезненных вопросов для дальневосточных регионов. Плотность сети автодорог на Дальнем Востоке в 25 раз ниже, чем соответствующие показатели в европейской части России. Отсутствие дорог приводит к снижению транспортной доступности, сложностям в решении жизненно важных вопросов, а часто даже в получении медицинской помощи. При этом даже те дороги, которые построены, часто находятся в неудовлетворительном состоянии. Почти 60% автодорог регионального значения в субъектах округа не соответствует нормативным требованиям. С помощью господдержки на Дальнем Востоке осуществляется более 2,5 тысячи инвестпроектов. Для многих из них отсутствие автодорог является существенным препятствием в реализации», – заметил Юрий Трутнев.
«Тем регионам, которые были готовы перевыполнить объемы по строительству дорог, получили в этом году дополнительные средства. На следующий год у нас будет такая же опция. Исходя из этого, прошу всех руководителей регионов рассчитать трехлетки по строительству дорожной сети. Посмотрите, какие у вас планы на 2021 год, и прикиньте, сколько средств вы можете освоить и по каким объектам в 2022-2023 годах. Всю соответствующую информацию представьте в Росавтодор, чтобы, когда мы будем распределять финансирование, вы получили дополнительные оборотные средства на строительство дорог», – сказал Марат Хуснуллин.
В совещании приняли участие директор Департамента регионального развития инфраструктуры Правительства РФ Максим Степанов, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев, заместитель Министра экономического развития РФ Сергей Галкин, заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Василий Нагибин, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никита Стасишин, генеральный директор государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Цицин, генеральный директор Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства, заместитель генерального директора АО «ДОМ.РФ» Денис Филиппов, главы дальневосточных регионов.