Рассматривались вопросы состояния топливно-энергетического комплекса в СКФО, обсуждались механизмы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в макрорегионе.
Как отметил, открывая заседание, Юрий Трутнев, на Северном Кавказе наметился определённый круг вопросов, общих для каждого региона. Так, топливно-энергетический комплекс Северного Кавказа накопил целый ряд существенных проблем: высокий уровень потерь электроэнергии, износ электрооборудования, недостаточно развитая сетевая инфраструктура, низкий уровень платежной дисциплины. «При высоком уровне газификации (84%) мы сталкиваемся с несанкционированным отбором газа потребителями, наличием бесхозных газораспределительных сетей и сетей газоснабжения, ростом просроченных задолженностей потребителей газа. Устойчиво падают объемы нефтедобычи», – заметил вице-премьер.
По словам Министра энергетики РФ Николая Шульгинова, энергосистема СКФО является избыточной по мощности, при этом всё потребление округа обеспечивается как за счёт выработки электростанциями на территории, так и за счёт перетоков из соседних энергосистем. Идёт планомерное развитие различных генерирующих объектов. Так, в 2019 году были введены Грозненская ТЭС и Зарамагская ГЭС-1, а в 2020 году завершено строительство современных объектов ВИЭ - Старомарьевской СЭС, Верхнебалкарской малой ГЭС и Усть-Джегутинской ГЭС. В результате к 1 октября 2020 установленная мощность электростанций в СКФО составила уже более 8 ГВт. В структуре генерирующих мощностей значительную долю составляет генерация, не использующая ископаемые виды топлива (т.е. ГЭС, ВЭС и СЭС) – более 41%.
Протяжённость линий электропередач (по цепям) на территории СКФО составляет 134,42 тыс. км. Трансформаторная мощность подстанций - 12,81 тыс. МВА (882 подстанции). В 2020 году уже введён ряд крупных магистральных объектов электросетевого хозяйства, которые позволят повысить надёжность энергоснабжения всех потребителей СКФО.
По оценкам Минэнерго России, к 2026 году в СКФО установленная генерирующая мощность должна увеличиться более чем на 10%, будет построено не менее 2000 МВА трансформаторных мощностей и более 1000 км высоковольтных линий электропередач. До 2022 года электроэнергетические компании планируют проинвестировать в развитие более 46 млрд рублей (ПАО «РусГидро» - 19 млрд рублей, ПАО «Россети» - 27 млрд рублей).
Юрий Трутнев поручил ФАС России и Минэнерго России разработать план мероприятий по установлению сбалансированных тарифов на электроэнергию и газ (их доведения до экономически обоснованного уровня).
Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России поручено выработать конкретные меры, направленные на укрепление платежной дисциплины в области ТЭК на территории СКФО.
Главам субъектов СКФО поручено сформировать реестр бесхозяйных объектов энергетики, сформировать план по их передаче электросетевым и газорапределительным компаниям; разработать и утвердить планы стабилизации финансово-экономического состояния предприятий ТЭК. Также ПАО «Газпром», ПАО «Россети» совместно с МВД России разработают комплекс мер по учету объектов газораспределительного и электросетевого комплекса и дальнейшего перевода объектов, у которых владелец не определён, в собственность электросетевых и газораспределительных компаний.
Обсуждалось совершенствование механизмов поддержки инвестиционных проектов, реализующихся на территории СКФО. «На сегодняшний день среднее значение мультипликатора, то есть соотношение частных и бюджетных инвестиций, на Северном Кавказе составляет 0,6 к 1. Это во много раз меньше, чем на Дальнем Востоке и в уже сейчас реализующихся проектах на территории Арктики. Несмотря на то, что плотность и инфраструктуры, и проживания людей на Северном Кавказе многократно выше», - подчеркнул Юрий Трутнев.
Как отметил первый заместитель Министра экономического развития РФ Михаил Бабич, Минэкономразвития России выявлены отрасли реального сектора экономики СКФО, вносящие значительный вклад в ВРП и занятость населения, либо имеющий существенный потенциал роста. Это сельское хозяйство, промышленность (включая пищевую), туризм.
Ключевым механизмом прямой финансовой поддержки инвестиционных проектов, в том числе в рамках приоритетных отраслей, ранее являлось участие финансируемых в рамках госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» региональных корпораций развития в уставном капитале инвесторов. По поручению Юрия Трутнева Минэкономразвития России был проведен анализ эффективности механизма поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых Минкавказом России в 2017-2019 годах в рамках семи подпрограмм социально-экономического развития субъектов СКФО и госпрограмм.
В рамках бюджетных ассигнований госпрограммы поддержаны 45 инвестиционных проектов, из которых уже реализовано 16 проектов. Минэкономразвития России в ходе аудита поддержанных проектов выявлен ряд системных проблем данного механизма, таких как непривлечение в полном объеме инвестиций, отставание от графика выполнения мероприятий, непрозрачность подбора проектов на региональном уровне и низкая степень контроля регионов за их реализацией. С учетом наличия аналогичного инструмента АО «КРСК» Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства РФ принято решение в 2020 году приостановить отбор инвестиционных проектов для поддержки в рамках региональных подпрограмм госпрограммы и перераспределить ежегодно выделяемые средства федерального бюджета на иные цели. В текущем году бюджетные ассигнования перераспределены на мероприятии по финансированию социально-значимых объектов капитального строительства.
С 2021 года в соответствии с поручением Правительства РФ планируется консолидировать средства в АО «КРСК». Оказание господдержки инвестиционным проектам предусмотрено в двух формах: предоставление займов на инвестиционные цели под 75% ключевой ставки Банка России на срок до 10 лет и участие в уставном капитале юридических лиц под 100% ключевой ставки Банка России на срок до 8 лет с обязательством выкупи доли АО «КРСК» и под 150% ключевой ставки Банка России на срок до 5 лет без вышеуказанного обязательства.
В качестве преференциальных режимов ведения предпринимательской деятельности на территории промышленных площадок в СКФО прорабатывается режим особых экономических зон со специальными преференциями для резидентов СКФО. Минэкономразвития России инициировало внесение соответствующих изменений в закон «Об особых экономических зонах в РФ», предусматривающих, в том числе, снижение тарифов страховых взносов до 7,6% при нормативном уровне 30%, что является наиболее востребованной льготой.
Обсуждалась возможность снятия ограничения на создание ТОР на территории СКФО вне пределов монопрофильных муниципальных образований. Также планируется создание инструмента, направленного на обеспечение инфраструктурой отдельных инвестиционных проектов, оказывающих значительный эффект на социально-экономическое развитие региона, существенную долю затрат при реализации которых составляют расходы на объекты инфраструктуры. В качестве механизма планируется предоставление соответствующей субсидии субъекту СКФО на компенсацию части понесенных затрат.
Минфину России и Минэкономразвития России поручено разработать комплекс мер по решению вопроса с «теневыми» предприятиями СКФО. «Предположу, что как только бизнес выходит «из тени», к нему приходит большое количество проверяющих. А каждая такая проверка несет финансовые, временные и моральные потери. Давайте попробуем ввести мораторий на любые проверки, не связанные непосредственно с жизнью и здоровьем населения, лет на пять. «Теневого» предприятия не было на экономической карте страны, и оно может не появиться, а может появиться. Надо создать условия, при которых выбор будет в сторону легализации. Можно подумать и над системой заключения соглашений, когда налоги будут оформляться соответствующими соглашениями и будут неизменны», – сказал Юрий Трутнев.
Подводя итоги совещания, вице-премьер отметил, что Правительство РФ совместно с Минэкономразвития России продолжит работу по совершенствованию механизмов поддержки инвесторов, будет добиваться повышения эффективности использования государственных средств. «Это представляется совершенно необходимым как минимум по двум причинам. Первая – бюджетные средства должны расходоваться эффективно. Это общее требование к любой государственной программе. Вторая причина - денег, которые сегодня предоставляются по программе развития Северного Кавказа для развития территорий, недостаточно, чтобы люди стали комфортно жить, чтобы было можно было систему водоснабжения привести в порядок, оказать поддержку инвестиционным проектам. Единственная возможность, привлекать дополнительные средства, только одна - мы должны продемонстрировать высокую эффективность», - заявил Юрий Трутнев.
В заседании приняли участие начальник Управления развития приоритетных территорий Правительства РФ Владислав Половинка, Министр энергетики РФ Николай Шульгинов, первый заместитель Министра экономического развития РФ Михаил Бабич, руководители федеральных министерств и ведомств, главы регионов СКФО, институтов развития.