Обсуждались вопросы совершенствования системы метеорологического
обеспечения хозяйственной деятельности в Арктической зоне РФ, реконструкции
объектов федеральной собственности в морском порту Певек, обеспечения
судоходства в акватории Северного морского пути и другие.
«Продолжается работа по развитию Арктической зоны России. 26 октября Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин своим Указом утвердил новую арктическую стратегию России до 2035 года. Главой государства поставлены конкретные задачи. Это создание в Российской Арктике 200 тыс. новых рабочих мест, обеспечение роста продолжительности жизни до среднероссийского уровня, увеличение вклада арктических регионов в развитие экономики страны в 1,5 раза, а доли инвестиций в охрану окружающей среды, исследования и разработки – в 4 раза. Объём грузоперевозок по Северному морскому пути к 2035 году должен быть увеличен минимум до 130 млн тонн. Задача 2024 года – 80 млн тонн. Выполнение поставленных задач входит в ответственность как федерального Правительства, так и местных органов власти, регионов и работающих в Арктике государственных компаний», – подчеркнул, открывая заседание, Юрий Трутнев.
Как отметил вице-премьер, Минвостокразвития России внесло в Правительство РФ проект плана мероприятий по реализации стратегии. Также в Правительство РФ внесена новая государственная программа развития Арктической зоны. Её объём финансирования до 2024 года составит 19,5 млрд рублей. В первую очередь, указанные средства будут направлены на поддержку реализации инвестиционных проектов, благодаря которым в Арктике в ближайшие четыре года появится 30 тыс. новых рабочих мест. «Наша задача – сделать эти рабочие места доступными для местных жителей, для россиян, а для этого у людей должен быть необходимый набор компетенций, востребованных на рынке труда. Система профессионального образования в Арктике должна соответствовать потребностям экономики, потребностям новых проектов», – заметил Юрий Трутнев.
В федеральном бюджете предусмотрено дополнительно 1,5 млрд рублей на развитие арктического федерального университета – САФУ им. Ломоносова в Архангельске. В соответствии с решением Правительства РФ консорциум во главе с университетом вошёл в 15 научно-образовательных центров, которые получат государственную поддержку на исследования и разработки мирового уровня. Компания «Норникель» планирует инвестировать в Норильский промышленный район 2,5 трлн рублей до 2030 года. Численность населения города, в связи с этим, будет расти, а поэтому необходимо менять качество городской среды, приводить жилищный фонд в порядок. На эти цели в 2021-2023 годах будет направлено 3,5 млрд рублей, в том числе 700 млн – средства федерального бюджета (оставшиеся 2,8 млрд рублей – средства компании «Норникель» и бюджета Красноярского края). «Перечисленных решений и объёма 19,5 млрд рублей недостаточно, чтобы существенно поднять уровень жизни людей, обеспечить реализацию всех инвестиционных проектов в Арктике. Мы должны разработать механизм, который позволит перенаправлять 50% налоговых доходов федерального бюджета от новых инвестпроектов в Арктике на социально-экономическое развитие арктических регионов. Тогда наша работа будет давать возможность развивать её дальше. Мы с Антоном Германовичем Силуановым о таком механизме договорились, проект постановления Правительства уже подготовлен и Минфином России принципиально поддержан. Механизм должен заработать в будущем году и стать дополнительным источником финансирования арктических проектов, улучшить жизнь людей. Чем больше инвесторов привлечет каждый регион, тем больше возможностей для своего развития он получит», – сообщил Юрий Трутнев.
Спустя четыре месяца работы новой системы преференций в Арктике в портфеле заявок 260 новых проектов с инвестициями свыше 750 млрд рублей (без учета крупных проектов «Новатэка», «Роснефти» и «Норникеля»). 43 инвестора с проектами на 428,5 млрд рублей и созданием 9,7 тыс. рабочих мест уже стали получателями новых мер государственной поддержки. Создание системы преференций позволило инвесторам принять или ускорить инвестиционное решение по таким крупным проектам, как: строительство нового ЦБК на севере Карелии (объём инвестиций – 86 млрд рублей, 660 рабочих мест); освоение месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области (82,8 млрд рублей, 1200 рабочих мест); модернизация Ковдорского ГОКа (20,7 млрд рублей, 130 рабочих мест); строительство нового терминал навалочных грузов в порту Мурманск (13,4 млрд рублей, 250 рабочих мест); горнолыжный комплекс «Порт Лиинахамари» (12,5 млрд рублей, 250 рабочих мест). «Лидером по привлечению новых инвестиций является Мурманская область. На её долю приходится 39% новых инвестиций. Далее следует Архангельская область – 15% от общего объёма инвестиций и республика Карелия – 14%. Другим регионам надо работать активнее в Арктике», – считает вице-премьер.
Правительство РФ работает над дальнейшим совершенствованием системы преференций. По поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина готовятся поправки, которые откроют доступ к льготам для представителей малого бизнеса. С 2021 года заработает механизм субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам для резидентов, в работе механизм субсидирования лизинга специальной техники в арктических условиях. Вице-премьер попросил губернаторов арктических регионов изучить новые возможности поддержки предпринимательства и при необходимости принять участие в их разработке.
Рассматривалось совершенствование системы метеорологического обеспечения деятельности в Арктике. «В арктических условиях наличие эффективной системы метеонаблюдения – это безопасность. Без такой системы мы не сможем развивать судоходство по Северному морскому пути, кроме того, это будет вызывать дополнительные риски для жизни людей. Плотность арктической сети станций Росгидромета деградировала до уровня середины прошлого века и продолжает сокращаться. Президентом Российской Федерации поставлена задача привести её в соответствие с рекомендациями Всемирной метеорологической организации. Это необходимо для обеспечения конкурентоспособности условий перевозок по Северному морскому пути», – обратил внимание присутствующих Юрий Трутнев.
Как доложил руководитель Росгидромета Игорь Шумаков, с 2021 года начнется реализация двух больших проектов в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды». Первый проект направлен на модернизацию гидрометеорологической сети наблюдений в Арктической зоне, в первую очередь труднодоступных гидрометеорологических станций, и затронет наблюдательные пункты шести арктических управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета. В программу модернизации включены пункты наблюдений, которые необходимы для обеспечения безопасности судоходства в акватории Северного морского пути. К 2024 году будут полностью модернизованы 26 наблюдательных пунктов и на 97 наблюдательных пунктах будет проведена частичная модернизация. Особое внимание будет уделено модернизации пунктов наблюдений в Восточном секторе Арктики. Этот регион является наиболее важным в связи с перспективами развития судоходства на трассе Северного морского пути в восточном направлении в течение всего года.
Второй большой проект Росгидромета, направленный на улучшение качества гидрометобеспечения плавания по Северному морскому пути, связан с модернизацией информационно-ледовой системы «Север». Целью является расширение перечня гидрометпродукции и принципиально новый подход к работе системы, основанный на организации пространственно-распределенной системы с организацией информационных центров в Архангельске, Тикси и Певеке. Также планируется интеграция системы «Север» с информационными системами Атомфлота, который является оператором организации мореплавания по Северному морскому пути и основным потребителем специализированной гидрометеорологической и ледовой информации.
Проекты направлены на повышение безопасности мореплавания в акватории морей Северного Ледовитого океана и эффективности использования арктического пространства. Благодаря этому ожидается повышение уровня охвата акваторий арктических морей данными гидрометеорологических наблюдений, а также переход на новые формы предоставления информации потребителям. Координатором проектов станет ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт».
«Нельзя быть пассивными в вопросе создания конкурентоспособности Северного морского пути. У наших конкурентов по Северному морскому пути возникает много вопросов. Рождаются разные версии, в том числе есть организации, которые убеждают в том, что Северный морской путь повысит нагрузку на Арктическую зону, приведет к дополнительному выбросу парниковых газов. Вводятся новые форматы по использованию разных видов моторного топлива. Мы должны на эти риски отвечать. Причем не в пассивном режиме, когда уже задали вопрос, а создать собственный мониторинг, обеспечить работу соответствующих специалистов. Северный морской путь на треть короче дороги через Суэцкий канал, он не увеличивает, а сокращает нагрузку транспорта на планете», – выразил свое мнение Юрий Трутнев.
Вице-премьер поручил Минприроды России, Росгидромету подготовить в Правительство РФ доклад текущем состоянии метеорологического обеспечения деятельности в Арктике и мерах по совершенствованию метеорологического обеспечения для выполнения в полном объёме задач, поставленных Президентом РФ и обеспечению информационной безопасности РФ вне зависимости ситуации на внешних рынках.
Обсуждалось выделение средств федерального бюджета на реновацию населенных пунктов Мурманской области, в которых дислоцируется Северный флот. Такое решение было принято Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства. Государственная комиссия по развитию Арктики согласовала план первоочередных мероприятий на 2021 год в составе Комплексного плана социально-экономического развития ЗАТО и населенных пунктов на территории Мурманской области, в которых дислоцируются воинские подразделения. Будут улучшены жилищные условия 4,2 тыс. военнослужащих и членов их семей, пройдёт реконструкция лести объектов образования, культуры, спорта, а запланировано благоустройство военных городков. В перечне из 26 первоочередных мероприятий – ремонт муниципальных квартир, фасадов и кровель домов, инженерных сетей, демонтаж заброшенных строений, ремонт образовательных, культурных и спортивных объектов, дорожной сети и другие. В следующем году на эти цели направят 978,9 млн рублей, в том числе 695 млн рублей из федерального бюджета, 283,9 млн рублей из регионального бюджета. По словам Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, комплексный план разработан Минвостокразвития России совместно с правительством Мурманской области по поручению Президента РФ. Планируется, что его реализация позволит значительно повысить качество жизни населения в таких населенных пунктах за счет улучшения жилищных условий, модернизации социальной и инженерной инфраструктуры.
В повестку вошёл вопрос стимулирования развития круизного туризма в акватории архипелага Земля Франца-Иосифа. Перевозку туристов на архипелаг осуществляет только судно «Си Спирит» в рамках комплексной программы «Создание инфраструктуры туризма на архипелаге Шпицберген (2014-2020 годы).
Рассмотрены вопросы увеличения количества рейсов, оснащение инфраструктуры для пункта пропуска (условия для перемещения пограничных нарядов) на Земле Александры и создания соответствующей инфраструктуры в Архангельске как инвестиционный проект, который будет реализован за счёт привлечения внебюджетных источников финансирования.
По словам заместителя Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Крутикова, Минвостокразвития России совместно с ведущими туроператорами провели анализ перспектив увеличения туристического потока на Землю Франца-Иосифа. В 2019 году было всего три судозахода, число туристов составило 290 человек. В случае снятия ограничений, введенных для недопущения распространения коронавирусной инфекции, согласно заявкам туркомпаний, число судозаходов может увеличиться до десяти, а турпоток вырасти до тысячи туристов.
Юрий Трутнев поручил Минтрансу России и Ростуризму проработать возможность по формированию стимулирующих условий по развитию арктического туризма в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». «То, что мы задействуем только суда иностранного производства, не очень хорошая история. Если мы собираемся развивать арктический туризм, то вероятно следует сформировать льготные условия для российских компаний по приобретению судов, например, субсидируем процентную ставку», – считает вице-премьер.
Рассматривался ход реконструкции причалов №1 и №2 морского порта Певек, который входит в состав Северного морского пути и необходим, в том числе для обеспечения эффективности логистики в рамках проекта освоения Баимской рудной зоны. Мероприятия по реконструкции порта входят в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Выполнялись работы по устройству бетонных оголовков, верхнего покрытия причалов, навеске отбойных устройств, устройству кабельных каналов и подкрановых путей и другие. Работы планировалось завершить в текущем году. В настоящее время они готовы на 40% и будут выполнены в полном объеме лишь в следующем году. Вице-премьер поручил Минтрансу России провести в кратчайшие сроки служебную проверку срывов со стороны Росморречфлота хода реконструкции морского порта Певек и доложить о результатах в Правительство РФ.
Обсуждалось навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории Северного морского пути, строительстве и реконструкции гидрографического и лоцмейстерского флота для нужд Северного морского пути». По словам заместителя генерального директора «Росатома» – директора дирекции Северного морского пути Вячеслава Рукши, на площадке ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом» создан штаб морских операций, обеспечивающий в акватории Северного морского пути контроль за местоположением и движением судов, предоставление информационных услуг судам в области организации плавания, ледокольную проводку судов. По линии другого подведомственного госкорпорации «Росатом» – предприятия ФГУП «Гидрографическое предприятие» – в рамках федерального проекта «Северный морской путь» выполнены гидрографические исследования в акватории Северного морского пути в объеме 46 572 приведенных километров, что составляет 102,3% от предусмотренного планом объёма, обеспечено действие средств навигационного оборудования, выполнены мероприятия по содержанию и эксплуатации контрольно-корректирующих станций. В следующем году планируются гидрографические исследования в акватории Северного морского пути в объеме 71 688 приведенных километров, включая съемку рельефа дна высокоширотной трассы в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, проливе Санникова, Карском море, устьевых участках рек Енисей и Колыма. До 2024 года планируется построить 7 и модернизировать 3 действующих гидрографических и лоцмейстерских судов.
«Перед нами стоят конкретные задачи по развитию Северного морского пути, поставленные главой государства. Каждый год примерно на 30% возрастает востребованность Северного морского пути. У нас есть реальная возможность в течение ближайших нескольких лет переломить ситуацию в пользу развития экономики Российской Федерации и в пользу человечества, поскольку Северный морской путь обладает целым рядом неоспоримых преимуществ. Надо посмотреть возможность перевода судов на газомотороное топливо вместо мазута и других видов топлива, что позволит снизить нагрузку на окружающую среду. Запускается несколько проектов по производству сжиженного природного газа. Прошу обращать внимание на дисциплину задач, которые перед нами ставит руководство страны», – подвел итоги совещания Юрий Трутнев.