Исполнение поручения Президента Российской Федерации о создании единой дальневосточной авиационной компании стало одной из тем заседания совета округа, прошедшего в Петропавловске-Камчатском под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
«Мы обсуждали создание единой дальневосточной авиационной компании со всеми губернаторами, поставили задачи обновления парка самолетов, удвоение пассажиропотока к 2030 году. До пандемии эта цифра составляла 1,2 млн человек в пределах округа», – отметил, открывая совещание, Юрий Трутнев.
В настоящее время разработана концепция единой дальневосточной авиационной компании, включающая в себя потребность в воздушных судах, маршрутную сеть и объёмы государственной поддержки на период до 2025 года. Определена маршрутная сеть из 535 социально-значимых маршрутов, в том числе 66 межрегиональных и 469 местных. «Объединение авиапредприятий Дальнего Востока – уникальный опыт в истории гражданской авиации. Эта работа направлена на достижение главной цели – предоставление дальневосточникам комфортных и надежных авиаперевозок», – считает генеральный директор АО «Авиакомпания «Аврора» Константин Сухоребрик.
В рамках реализации проекта Сахалинская область приобрела у ПАО «Аэрофлот» 51% акций АО «Авиакомпания «Аврора». Всеми одиннадцатью субъектами округа согласованы планы-графики мероприятий по консолидации авиационных активов и формированию корпоративной структуры единой дальневосточной авиационной компании. Все дальневосточные регионы подписали договоры купли-продажи пакета 5% акций АО «АК «Аврора» и акционерные соглашения. Благодаря этому в состав акционеров вошли все субъекты округа. В соответствии с акционерным соглашением ведётся работа по формированию нового состава совета директоров АО «Авиакомпания «Аврора» с участием субъектов округа.
Минпромторгом России, авиакомпанией «Аврора», на базе которой создана единая дальневосточная авиакомпания, и государственной транспортной лизинговой компанией (АО «ГТЛК») подписан график поставки 45 российских воздушных судов на период с 2021 по 2025 год включительно. В авиапарк войдут четыре типа воздушных судов: SSJ 100, Ил-114-300, Л 410, ЛМС «Байкал».
«Планируется закупка 45 самолетов российского производства для компаний. Всё это расписано по годам. Важным считаю то, что мы договорились в том числе с Министерством финансов, что это будет осуществлено за счёт средств федерального бюджета, потому что предложения были всякие – через лизинговые компании, через кредит. Мне кажется, что это были не очень удачные предложения. Потому что у вновь создаваемой авиакомпании все-таки более всего социальная направленность, это не коммерческая компания, её задача повысить транспортную доступность и перевозить большее количество людей, предоставить возможность авиационного сообщения в труднодоступные населенные пункты. Поэтому если компания возьмет кредит на закупку судов, то просто отдать его не удастся, не сможем держать нормальную цену на билеты», – считает Юрий Трутнев.
Субсидирование межрегиональных перевозок единой дальневосточной авиационной компании предполагается осуществлять в рамках действующей программы субсидирования региональных перевозок. Минтранс России запросил у Правительства РФ 2,66 млрд рублей на субсидирование полетов единой дальневосточной авиакомпании на межрегиональных маршрутах. Вопрос финансирования находится на стадии проработки двух федеральных министерств – Минтранса России, в части субсидирования авиаперевозок, и Минпромторга России, в части финансирования приобретения новых воздушных судов российского производства, – с Правительством РФ.
«Мы должны в течение самого ближайшего времени запустить авиакомпанию. Конечно, её создание требует определенного времени. Но долго ждать нельзя. Люди нуждаются в перелетах каждый день», – заметил Юрий Трутнев.
По итогам совещания Юрий Трутнев дал ряд поручений федеральным министерствам и ведомствам, главам дальневосточных регионов.
Минпромторгу России поручено проработать вопрос приобретения за счёт средств федерального бюджета для нужд единой дальневосточной авиакомпании 45 российских воздушных судов SSJ-100, Ил-114 300, Л-410 и ЛМС «Байкал» с вводом их в эксплуатацию с 2021 по 2025 года.
Минтранс России, Росавиация, Минфин России представят предложения по обнулению аэропортовых сборов, взимаемых аэропортами (посадочными площадками) ФКП «Аэропорты Севера», ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», ФКП «Аэропорты Чукотки», ФКП «Аэропорты Камчатки», для снижения размера экономически обоснованных тарифов единой дальневосточной авиакомпании для регулярных пассажирских перевозок на местных воздушных линиях.
Дальневосточные регионы совместно с АО «Авиакомпания Аврора» подготовят предложения по разработке программ по обеспечению авиационной транспортной доступности, являющихся неотъемлемой частью разрабатываемой стратегии единой дальневосточной авиакомпании. Главам Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Хабаровского края, Чукотского автономного округа поручено ускорить завершение необходимых корпоративно-правовых процедур по передаче 25%+1 пакета акций региональных авиакомпаний в управление АО «Авиакомпания Аврора».
Минфину России в недельный срок поручено определиться с объёмом бюджетной поддержки деятельности единой дальневосточной авиакомпании, чтобы максимально быстро начать полеты по новым социально-значимым маршрутам внутри региона.
Напомним, в декабре 2019 года Владимир Путин по итогам совещания с Правительством поручил внести предложения о создании авиакомпании для перевозок на Дальнем Востоке, поскольку в этой части страны налаженное воздушное сообщение особенно важно из-за больших расстояний, сложных климатических условий и нехватки инфраструктуры. Единая авиакомпания создана на базе компании «Аврора».