Законопроекты, направленные на повышение эффективности работы и инвестиционной привлекательности ОЭЗ рассматривались на согласительном совещании под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
В конце декабря прошлого года Минэкономразвития России были представлены в Правительство РФ проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроекты были подготовлены в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год, а также с учётом поручения Правительства РФ о доработке некоторых положений законопроектов.
Представленные проекты законов предусматривают изменение целей создания, схемы управления и финансирования ОЭЗ, а также случаи их ликвидации; объединение промышленно-производственного и технико-внедренческого типов ОЭЗ; предоставление налоговых льгот резидентам ОЭЗ, исходя из видов экономической деятельности; упрощение порядка получения и лишения статуса резидента ОЭЗ и переход от установления перечня разрешенных видов деятельности к перечню запрещенных видов деятельности на территории ОЭЗ. Для резидента ОЭЗ устанавливается возможность выкупа арендуемого участка только в случае выполнения условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ. Закрепляется особенность обеспечения функционирования ОЭЗ, созданных на территории только Северо-Кавказского федерального округа, уже успешно применяемых на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в инновационных научно-технологических центрах.
Параллельно по поручению Юрия Трутнева Минэкономразвития России также готовит предложения по совершенствованию критериев создания новых ОЭЗ. Совершенствование критериев позволит повысить качество и глубину проработки инвестиционных проектов и заявок на создание ОЭЗ. До настоящего времени требования к минимальному количеству потенциальных инвесторов и минимальному объему заявляемых инвестиций при создании ОЭЗ не были формально установлены. В то же время, подавляющее большинство ОЭЗ, созданных в последние годы, соответствуют этим критериям. Для повышения «бюджетной» эффективности ОЭЗ Минэкономразвития России также предложено ввести требование о соотношении бюджетных и частных инвестиций в создание ОЭЗ.
За 2020 год в России было создано 8 новых ОЭЗ. На данный момент в Минэкономразвития России на рассмотрении находятся еще 8 заявок, часть из которых регионы должны будут доработать в соответствии с новыми критериями. В частности, для создания ОЭЗ регионам потребуется заявить не менее 5 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций свыше 8 млрд рублей. При наличии одного или нескольких проектов на сумму свыше 20 млрд рублей требование к минимальному количеству инвесторов применяться не будет. Таким образом, расширяются возможности для создания ОЭЗ под реализацию достаточно масштабных и уникальных инициатив. В новые критерии также добавится требование к инвесторам о необходимости документального подтверждения финансирования.
Большинство предложений Минэкономразвития России были поддержаны, в том числе предложение о нераспространении запрета на производство и переработку в границах ОЭЗ этана и сжиженных углеводородных газов.
В отношении механизма изменения площади ОЭЗ была поддержана позиция Минюста России о необходимости рассмотрения данного вопроса на заседании межведомственной рабочей группы и установлении более четких критериев для принятия решения об изменении площади ОЭЗ.
По итогам совещания Юрием Трутневым дано поручение до 7 мая 2021 года доработать законопроекты с учетом состоявшегося обсуждения.