Основным вопросом совещания, прошедшего во Владивостоке под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, стало обсуждение параметров инвестиционных квот 2.0, строительство судов на отечественных верфях, вопросы развития рыбопереработки и рыбной логистики.
«Для Дальнего Востока рыбохозяйственный комплекс – одна из важнейших отраслей экономики. В дальневосточных регионах добывается большая часть водных биологических ресурсов Российской Федерации. В соответствии с поручением Президента в 2017 году создан механизм «инвестиционных квот». В рамках его реализации уже построено 11 рыбоперерабатывающих заводов, создано 2,5 тыс. рабочих мест. В 2020 году инвестиции в рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока достигли 36 млрд рублей. Это в пять раз выше, чем в 2015 году. Началось возрождение отечественного судостроения. Заключены контракты по строительству 30 рыбопромысловых судов и 35 судов-краболовов, общей стоимостью около 150 млрд рублей», – открыл совещание Юрий Трутнев.
В рамках первого этапа реализации механизма инвестиционных квот заключено 82 договора на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства с общим объёмом привлекаемых инвестиций свыше 215,4 млрд рублей, из которых 58 договоров – на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (30 – для Дальневосточного и 28 – для Северного рыбохозяйственных бассейнов) с объёмом инвестиций 189,8 млрд рублей (шесть судов передано заказчикам) и 24 договора на строительство рыбоперерабатываюших заводов (13 – на Дальнем Востоке и 11 – на Севере) стоимостью 25,6 млрд рублей (21 завод построен).
По результатам прошедших крабовых аукционов был реализован 41 лот, сумма поступлений в федеральный бюджет составила порядка 144,2 млрд рублей. Размещены заказы на строительство 41 судна-краболова на общую сумму свыше 60 млрд рублей. Построено два судна. Заказы на 16 судов размещены на Дальневосточных верфях: восемь единиц – на ПАО «Находкинский судоремонтный завод», 6 единиц – на АО «Восточная верфь», две единицы – на АО «Хабаровский судостроительный завод». Объём инвестиций в суда-краболовы, строящиеся на верфях Дальнего Востока, составляет около 25 млрд рублей. Кроме того, будет создано свыше 3 тыс. новых рабочих мест в отрасли, а также увеличен выпуск продукции глубокой переработки с 12% до 35-37%.
Как доложил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, по итогам реализации первого этапа инвестиционных квот будут обновлены 80% рыбоперарабывающих мощностей Северного рыбохозяйственного бассейна и 40% рыбоперерабатывающих мощностей Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. В связи с этим Росрыболовством предложено выделить ещё 20% инвестиционных квот для строительства судов и рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке.
«Необходимо соблюсти баланс распределения ресурса по объектам инвестиций, и с учётом эффективности всего рыбохозяйственного комплекса, и, конечно, специфики морского промысла, поскольку рыбоперерабатывающие фабрики, прежде всего должны быть ориентированы на работу с охлаждённым сырьём», – уточнил Илья Шестаков. Согласно данным Росрыболовства, Дальнему Востоку требуется строительство таких заводов мощностью обработки 700-800 тыс. тонн сырья.
Росрыболовство представило ряд предложений по реализации второго этапа инвестиционных квот. Одно из предложений – распределить инвестиционные квоты в равном соотношении: 10% для строительства рыбоперерабатывающих заводов и 10% для судов рыбопромыслового флота. Для защиты инвесторов первого этапа рекомендовано при изъятии квот для второго этапа возместить потери предпринимателям в размере 20% от объёма уже закреплённых инвестиционных квот в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Предложено выставить на аукционы право на добычу оставшихся 50% общих допустимых уловов краба, а также 100% общих допустимых уловов наиболее ценных морепродуктов: это морские гребешки, трубачи, морские ежи и трепанги. «Предлагаем расширить номенклатуру инвестиционных объектов, это ещё потребует обсуждения с бизнес-сообществом, но точно предлагаем включить ещё помимо строительства судов-краболовов строительство холодильных мощностей в портах, поскольку вопросы логистики выходят для отечественного рыбохозяйственного комплекса на первый план», – отметил Илья Шестаков.
По расчётам Росрыболовства, второй этап инвестиционных квот позволит построить порядка 30 высокоэффективных рыбопромысловых судов, десять из которых – крупно- и среднетоннажные суда для промысла минтая и сельди, построить до 35 судов-краболовов, восемь современных рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке. Реализация второго этапа позволит обеспечить дополнительный доход федерального бюджета за счёт аукционов с инвестиционными обязательствами порядка 200 млрд рублей, привлечь около 300 млрд рублей инвестиций в обновление производственных фондов, а также создать до 4 тыс. рабочих мест.
Представителями ведущих рыбхозяйственных организаций были озвучены ряд проблем и предложений в отрасли. Так, например, было предложено обратить дополнительное внимание на поддержку средне- и малотоннажного флота, введение ограничение на эксплуатацию устаревшего рыболовного флота, субсидирование судостроения на Дальнем востоке.
Юрий Трутнев поблагодарил Росрыболовство за эффективную организацию и проведение первого этапа механизма и формирование единой позиции с представителями бизнеса. По итогам совещания вице-премьер поручил Росрыболовству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представителями отрасли доработать предложения о внесении изменений в законодательство.
Минпромторгу поручено проработать вопрос о дополнительных мерах поддержки отечественного судостроения, а также установления предельного срока эксплуатации судов рыбопромыслового флота.