Официальные ресурсы

Юрий Трутнев: своевременный северный завоз позволит сделать жизнь людей в регионах Дальнего Востока дешевле

25 марта 2022 Распечатать

В Якутске Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел совещание по вопросу обеспечения северного завоза.

«Северный завоз – это комплекс действий, который предназначен для обеспечения жителей труднодоступных территорий жизненно необходимыми товарами, продовольствием, медикаментами и другими грузами, предназначенными для реализации инвестиционных проектов в этих же труднодоступных местностях. Посредством северного завоза обеспечивается снабжение 25 регионов Российской Федерации, более 3 млн человек, завозится более 3 млн тонн грузов», – открыл совещание Юрий Трутнев. 

Как напомнил вице-премьер, Правительство РФ вместе с регионами содействует обеспечению стабильного северного завоза. «Северный завоз проходит в достаточно сложной обстановке. Изменилась логистика транспортных потоков. Уже в прошлом году изменение логистики и повышение нагрузки на транспортные компании привело к существенным задержкам в реализации северного завоза. Часть грузов завозилась в ручном режиме. В этом году добавились такие факторы как существенные изменения цен и увеличение стоимости кредитных ресурсов. Если мы не предпримем скоординированных действий, то все эти факторы приведут к уменьшению устойчивости северного завоза и к увеличению цен, а это важнейший параметр, который мы должны сохранить, чтобы цены для людей не были подвержены резкому росту», – заметил Юрий Трутнев. 

Необходимость специального регулирования поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вызвана специфическими особенностями таких территорий, в том числе невозможностью собственного производства необходимой для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики продукции. В рамках северного завоза осуществляется поставка нефтепродуктов, топливно-энергетических ресурсов, социально значимых продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции, продукции производственно-технического назначения, лекарственных препаратов и медицинских изделий. 

Рассматривался ход реализации северного завоза в Республике Саха (Якутия), Чукотке, Магаданской области, Хабаровском и Камчатском краях.

Для Якутии с учётом экстремальных природно-климатических условий, сложной транспортной доступности и ограниченных сроков навигации, своевременная организация и проведение северного завоза является одним из условий стабильного жизнеобеспечения и экономического развития. За 2021 год в регион было успешно завезено 1,7 млн. тонн грузов, большую часть которых составили топливно-энергетические ресурсы. Сейчас проводится договорная кампания на закупку, перевозку и хранение жизнеобеспечивающих грузов для доставки в период навигации 2022 года. 

Как сообщил, глава республики Айсен Николаев, в эту навигацию на территорию региона планируется завоз 1,8 млн тонн грузов различного назначения: продовольствия, топлива и грузов технического назначения. 

К территориям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза относятся все районы Чукотки, Камчатки и Магаданской области. 

За 2021 год на Чукотку поставлено суммарно около 1 млн тонн продукции в рамках завоза, большую часть из которых составили промышленные грузы, необходимые для реализации запущенных инвестиционных проектов. «Для Чукотки поддержка северного завоза особенно актуальна. Практически 90% северного завоза у нас идёт морем, а навигация самая короткая в ДФО. Кроме этого, активно реализуются крупные инвестпроекты, значительно увеличивающие объёмы доставляемых грузов. Поэтому учимся использовать все механизмы поддержки для максимально эффективного прохождения навигации», – сообщил губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин. 

По данным Магаданской области, за 2021 год в регион было завезено 1,2 млн тонн груза, в том числе уголь, мазут, дизельное топливо и другая продукция. Морским транспортом доставляются 99,5% грузов, в том числе 100% твердого и жидкого топлива. 

Ежегодно в Камчатский край для прохождения отопительного периода поставляется 296 тыс. тонн топочного мазута и 215 тыс. тонн каменного угля в рамках производственных программ предприятий и поставки топлива в районы с ограниченными сроками навигации, что в ценах 2021 года составляет 12,5 млрд рублей без учета стоимости обслуживания кредитных ресурсов по ставке 9,75%.

Северный завоз на территории Хабаровского края осуществляется в семи муниципальных районах края. В эти районы в прошлом году завезено более 6 тыс. тонн продовольствия. В 2022 году в эти районы планируется завезти 11,4 тыс. тонн угля и 20,8 тыс. тонн нефтепродуктов для нужд коммунального комплекса ориентировочной стоимостью 2 млрд рублей.

На совещании обсуждались меры по снижению стоимости северного завоза, субсидированию процентных ставок привлекаемых кредитов, запуску контейнерной линии, которая позволит завозить продукты и товары надёжно и по приемлемым ценам. 

По итогам обсуждений Юрий Трутнев дал ряд поручений. В целях обеспечения своевременного северного завоза будет создана специальная рабочая группа, в которую войдут федеральные министерства, включая Минтранс России, Минвостокразвития России, регионы Дальнего Востока и Арктики. 

Минвостокразвития России совместно с дальневосточными регионами подготовят анализ влияния северного завоза на стоимость жилья, продуктов питания и других товаров для конечных потребителей, живущих на Дальнем Востоке. Также Минфин России, Минвостокразвития России и дальневосточные регионы проработают предложение по предельному объёму субсидирования процентных ставок по действующим (в случае установления плавающей ставки) и новым кредитам в целях осуществления северного завоза.

Минтранс России должен проанализировать возможность увеличения сроков арктической навигации и представить предложения по приоритетной обработке грузов северного завоза в морских портах, провоза грузов северного завоза железнодорожным и водным транспортом. 

Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минвостокразвития России совместно с дальневосточными регионами представят предложения по включению в федеральный перечень системообразующих предприятий организаций, имеющих ключевое значение для обеспечения северного завоза.

«Северный завоз касается большинства территорий Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке, трёх миллионов человек. Всё продовольствие, необходимое людям, должно быть привезено в срок и с минимальной наценкой. Это не только своевременность завоза в труднодоступные территории продовольствия, медикаментов, это ещё и реализация инвестиционных проектов. В конечном счёте от северного завоза зависит стоимость жизни на Дальнем Востоке – один из важнейших для людей показателей. Наша задача, чтобы жизнь на Дальнем Востоке стала дешевле. И северный завоз один из ключевых инструментов для того, чтобы это добиться», – подытожил Юрий Трутнев.