В режиме видеоконференции во время посещения Президентом России Владимиром Путиным интерактивной презентации развития Дальнего Востока на экспозиции Минвостокразвития России состоялся запуск в эксплуатацию предприятий–резидентов ТОР: рыбоконсервного завода «Командор» в посёлке Октябрьский в Камчатском крае, Забайкальского зернового терминала, – а также поднят Государственный флаг России на построенном на Амурском судостроительном заводе грузопассажирском автомобильно-железнодорожном пароме «Александр Деев», который будет курсировать на линии Ванино – Холмск в Сахалинской области.
В торжественной церемонии приняли участие Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев и Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
В Забайкальском крае на территории опережающего развития «Забайкалье» построен самый крупный в России объект зерновой логистики, а также первый в мире специализированный сухопутный зерновой терминал полного цикла, решающий проблему разноколейности и обеспечивающий высокую производительность, раздельное хранение и перевалку, высокий уровень биобезопасности.
«Забайкальский зерновой терминал, это самый крупный на сегодня объект зерновой логистики в России – 8 млн тонн в год перевалки. Но главное – полная прослеживаемость, раздельное хранение зерна и высочайший уровень биобезопасности. Логистические преимущества Терминала – доставка зерна из любой точки Урала, Сибири и Дальнего Востока, до любой точки в Китае за две-три недели, против трёх месяцев морской доставки», – рассказал генеральный директор компании «Забайкальский зерновой терминал» Карен Овсепян.
Терминал включает два железнодорожных парка широкой и узкой колеи, способных принимать и обрабатывать маршрутные отправки (71 российский вагон зерновоз и 84 китайских), депо на шесть внутриплощадочных робо-локомотивов, элеваторный комплекс для хранения зерновых и зернобобовых культур на 80 тыс. тонн хранения, оснащённый транспортной системой. Обеспечено раздельное хранение и перевалка зерна, высокий уровень биобезопасности, применяются современные IT-технологии.
Проект является первым и ключевым элементом проекта «Новый сухопутный зерновой коридор Россия – Китай». Годовой объём перевалки составит до 8 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур.
Запуск терминала в Забайкалье позволит снять инфраструктурные ограничения для перевалки зерна на Дальнем Востоке, снизить затраты на логистику зерна. Инвестиции в проект составили 9,5 млрд рублей, будет создано 309 рабочих мест. Благодаря проекту ВРП Забайкальского края увеличится на 66 млрд руб., дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 6,9 млрд руб.
В Камчатском крае в рамках программы закрепления и предоставления инвестиционных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов («Квоты в обмен на инвестиции») построен новый рыбоперерабатывающий завод «Командор» (дочернее предприятие – рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина). По словам председателя рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина Сергея Тарусова, инвестиции в проект составили 1,9 млрд рублей, создано 220 новых рабочих мест.
Мощность нового рыбоконсервного завода составляет 223 тонны мороженой рыбопродукции в сутки. В состав рыбоперерабатывающего комплекса входят три производственных корпуса по переработке минтая, сельди, трески, лососевых пород рыб. Установлено современное высокотехнологичное оборудование, обеспечивающее глубокую и качественную переработку, а также хранение как продукции, так и сырца. Завод будет производить филе и фарша из минтая, филе сельди, продукцию из лососевых пород. Новое предприятие является экологически безопасным и безотходным производством благодаря установленной современной рыбомучной установке производительностью до 200 тонн в сутки. Все отходы от разделки рыбы перерабатываются в рыбную муку и рыбий жир.
Новый грузопассажирский автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF11CPD «Александр Деев» построен на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край). Как пояснил генеральный директор Амурского судостроительного завода Владимир Кулаков, инвестиции в проект составили 4,9 млрд рублей. Судно рассчитано на 200 пассажиров и будет эксплуатироваться на паромной линии Ванино (Хабаровский край) – Холмск (Сахалинская область). Две грузовые палубы вмещают одновременно 32 железнодорожные цистерны и 12 автопоездов. Экипаж судна составит 35 человек.
Паром обеспечит надежную транспортную связь между островом и материком. Это уже третий паром для Сахалина. В прошлом году между Сахалином и Курилами начали ходить два грузопассажирских судна, созданных в Шлиссельбурге на Невском судостроительно-судоремонтном заводе – «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов».