На площадке Улан-Удэнского авиационного завода глава государства в режиме видеоконференции провёл совещание по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов.
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы с Юрием Петровичем Трутневым и с руководителем Бурятии Алексеем Самбуевичем [Цыденовым] здесь и находимся – в Бурятии – для того, чтобы вместе с вами обсудить одно из наших приоритетных направлений, а именно развитие Дальнего Востока. Ключевая, базовая задача здесь – сделать этот регион по-настоящему современным, притягательным для учёбы, работы и для ведения бизнеса.
Если взять последние десять лет, то за это время мы добились заметных результатов в рамках развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы Дальнего Востока. Вместе с тем предстоит приложить серьёзные усилия, чтобы кардинально повысить качество жизни людей в дальневосточных регионах, создать комфортную и безопасную городскую среду, решить инфраструктурные, экологические проблемы, придать дополнительный импульс деловым инициативам, открыть новые возможности и перспективы для образования, трудоустройства и самореализации граждан.
В этой связи на Восточном экономическом форуме в 2021 году было объявлено о запуске большого проекта по развитию дальневосточных городов. Он охватывает все административные центры субъектов Федерации и города, где живёт более 50 тысяч человек, а также Тынду и Северобайкальск – важнейшие точки Байкало-Амурской магистрали.
Ключевым инструментом, своего рода отправной точкой для работы, для приложения ресурсов здесь являются мастер-планы городов. Как мы договаривались, они должны базироваться на запросах жителей и бизнеса, включать не только градостроительные решения: например, ввод в строй жилых домов, благоустройство парков и скверов, создание детских садов и школ, поликлиник и больниц, дорог и мостов. Эти задачи должны грамотно сочетаться с развитием экономики в целом, с использованием конкурентных преимуществ городов и территорий.
В сентябре прошлого года мы обсудили первый мастер-план, подготовленный для Петропавловска-Камчатского. Его реализация уже одобрена Правительством. До 2030 года на развитие города и округа будет направлено почти 150 миллиардов рублей. По одиннадцати объектам уже определены земельные участки и инвесторы, ведётся проектирование.
Сегодня в нашей повестке дня ещё пять мастер-планов. Речь о проектах развития Читы, Южно-Сахалинской и Улан-Удэнской агломераций, Тынды и Северобайкальска. Вначале хотел бы обозначить несколько ключевых вопросов, которые должны найти отражение в этих мастер-планах.
Первое. В Чите и Улан-Удэ стоит острая проблема загрязнения воздуха. Сейчас только на предприятии, где мы находимся, встречался с рабочими, и люди как раз поднимают этот вопрос, и понятно почему: проблема действительно острая. Основным источником загрязнения является частный жилой сектор: люди вынуждены – именно вынуждены – отапливать дома углём и дровами. Я уже сказал и ещё раз подчеркну: именно вынуждены, потому что других возможностей просто нет.
Я обращаю внимание коллег: это системная проблема, и она требует системного подхода для решения. Предстоит большая работа, связанная с модернизацией электро- и теплоснабжения, строительством качественного жилья и инфраструктуры, износ которой в некоторых местах близок к критическим отметкам.
Добавлю, что в указанных городах, о которых я уже сказал выше, сложилась непростая ситуация с расселением аварийного [жилого] фонда. Уже в ближайшие годы нужно добиться кардинального улучшения ситуации, обеспечить людей современными квартирами и домами.
Второе. Необходимо принять давно назревшее стратегическое решение, а именно: в ближайшие десять лет обеспечить магистральным газом и Бурятию, и Забайкальский край – об этом тоже только что говорили с людьми здесь. На этой основе, на основе более экологически чистого топлива нужно обеспечить развитие электрогенерации и сетей, чтобы удовлетворить растущий спрос. Разумеется, все планы по развитию экономики и социальной сферы городов, о которых я сказал, должны строиться с учётом этих важнейших изменений.
Третье. Есть ещё одна специфическая черта городов, о которых мы сегодня говорим. В их центральной части значительные территории занимают объекты Минобороны, ФСИН, других федеральных ведомств. Известно, что есть предложения по выводу таких объектов в другие места, чтобы освободившееся пространство использовать для возведения жилья, социальных объектов, парков и так далее и тому подобное. Давайте сегодня обсудим и эту тему.
Четвёртое. Мощным стимулом развития городов должно стать такое обновление инфраструктуры, которое, что называется, не ограничивается только городской чертой, а позволит городам более активно включиться в экономическую жизнь страны, выстраивать новые связи с соседними регионами и государствами.
В целом нужно эффективно использовать географические преимущества дальневосточных городов, расширить транзитные коридоры и увеличить встречные грузопотоки с партнёрами в АТР. Это востребовано сейчас для страны в целом, и, конечно, это должно способствовать развитию тех регионов, в которых эта логистика должна развиваться.
Таким образом, мы добьёмся здесь комплексного эффекта: и морские порты Дальнего Востока разгрузим, и связанность наших территорий повысим, и дадим дополнительный импульс региональным экономикам для создания рабочих мест и открытия новых производств.
Чтобы реализовать эти планы в Чите, например, потребуется как развитие федеральной инфраструктуры, включая пункты пропуска на границе, так и строительство производственно-логистического центра. Отмечу, что его условия должны быть не просто максимально комфортными для инвесторов и резидентов, но и учитывать их специализацию на сотрудничестве с соседями.
Пятое. На потребности экономики, на перспективные планы развития городов обязательно надо настроить систему профессионального образования. Дальневосточные вузы, колледжи, техникумы должны получить новую учебную базу, усилить кооперацию с бизнесом, который работает в этих регионах. И я очень рассчитываю, что такой подход будет отражён в мастер-планах.
Наконец, отдельно хотел бы сказать о развитии Тынды и Северобайкальска. Как уже отметил, это важнейшие, опорные точки БАМа. Они обеспечивают надёжную работу магистрали, нагрузка на которую в последнее время, как мы все знаем, существенным образом выросла.
Нужно учесть специфику этих городов, профиль их экономики. Это значит, здесь нужны дополнительные предприятия сервисного обслуживания Байкало-Амурской магистрали. Она становится более современной, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, и города соответствующим образом должны меняться. Имею в виду и современные мультимодальные логистические площадки.
Добавлю, что этим городам БАМа требуется обновление аэропортовой инфраструктуры, замена инженерных сетей, о чём уже сказал. Нужно отремонтировать и в дальнейшем содержать в нормативном состоянии дороги, благоустроить общественные пространства.
И конечно, нужно запланировать развитие сферы культуры и досуга, строить спортивные сооружения, объекты сервиса, туризма – словом, всё то, что определяет комфорт и удобство современной жизни.
Что ещё хотел бы отметить. Проекты мастер-планов рассчитаны на длительный срок, но уже сейчас важно понимать, как будут выглядеть города, скажем, к 2030 году, и шаг за шагом идти к намеченным целям.
Важный вопрос – финансовое обеспечение. Напомню о решении, которое было принято в декабре прошлого года на Совете по национальным проектам. В текущем году мы выделяем регионам дополнительно 250 миллиардов рублей инфраструктурных бюджетных кредитов, и из них 100 миллиардов целевым образом пойдут на проекты именно в городах Дальнего Востока.
Кроме того, у нас есть средства дальневосточной программы, включая механизм дальневосточной концессии, ресурсы национальных проектов, госпрограмм, возможности институтов развития. Вместе с тем до 2030 года может потребоваться дополнительное финансирование из федерального бюджета.
Весь этот потенциал должен быть максимально консолидирован, работать на развитие экономики и повышение качества жизни дальневосточников. Повторю: вот наша базовая, главная цель, ключевой показатель эффективности и результативности применяемых мер.
Давайте начнём. Пожалуйста, Юрий Петрович, Вам слово.
Ю.Трутнев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Вы уже сказали о поручении, которое Вы дали Правительству по реновации городов Дальнего Востока. Мы ведем работу по его выполнению.
Выполнение Вашего поручения носит исторический характер, открывает новую страницу в развитии Дальнего Востока России.
Первый этап – разработка мастер-планов – проводится во всех регионах. Основой для разработки мастер-планов стали уникальные особенности и преимущества дальневосточных территорий, направления развития городской среды, приоритетные отрасли, в которых будут создаваться рабочие места.
Все мастер-планы готовились совместно с жителями, обсуждение направлений развития было организовано как на электронных платформах, так и в виде прямых собеседований. Важнейшие вопросы, которые ставили жители, – экологическое состояние городов, дорожная сеть, качество жилья, придомовых территорий, обеспеченность объектами образования, здравоохранения и культуры.
Сегодня мы подготовили доклады по пяти городам: Улан-Удэ, Чита, Южно-Сахалинск, Тында и Северобайкальск. По оставшимся городам доклады будут подготовлены для Вашего рассмотрения в период до VIII Восточного экономического форума, а часть представлена непосредственно на нем.
Для реализации мастер-планов мы используем все специальные дальневосточные механизмы развития, такие как президентская дальневосточная субсидия, «Дальневосточная концессия», «Дальневосточный квартал».
Под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина проведена стратегическая сессия, на которой определены 11 важнейших инициатив, создающих условия для реализации мастер-планов. Это строительство арендного жилья для востребованных специалистов, развитие города-спутника Владивостока, создание филиалов ВГИК, ГИТИС и Щукинского училища, увеличение доступности санитарной авиации и создание универсальных центров малого и среднего предпринимательства.
Очевидно, что создание новых условий для жизни людей основывается на ключевых направлениях развития экономики.
Важнейшим фактором развития Дальнего Востока всегда было сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня это направление становится ключевым. Для развития торгово-экономических отношений расширяется трансграничная инфраструктура: в 2022 году введены в эксплуатацию мосты Нижнеленинское – Тунцзян, Благовещенск – Хэйхэ, зерновой терминал в Забайкалье. Для эффективного использования построенной инфраструктуры предлагаем использовать механизм межправительственных соглашений.
Уважаемый Владимир Владимирович! В то же самое время есть ряд факторов, которые сдерживают работу по развитию Дальнего Востока: это высокая стоимость строительных материалов в удаленных районах, сложная логистика, высокая сейсмическая активность.
В этой связи прошу Вас для ускорения реализации поставленных задач поддержать следующие предложения: ввести для Дальнего Востока коэффициенты учета региональных особенностей, включая транспортную доступность, сейсмику, при распределении средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов социальной, культурной, транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры; разрешить использовать при реализации программы «Дальневосточный квартал» механизм комплексного развития территорий и софинансирования их подготовки.
Благодаря Вашему решению, Владимир Владимирович, первый этап мастер-планов реновации дальневосточных городов обеспечен финансированием. Вы уже сказали, что выделено сто миллиардов рублей бюджетных кредитов. Правительство завершает разработку нормативных документов, и в ближайшее время эти средства придут в регионы. Еще сто миллиардов рублей будут доступны через облигации «ДОМ.РФ», в том числе для финансирования социальной инфраструктуры. На благоустройство населенных пунктов Дальнего Востока из федерального бюджета ежегодно будут выделяться средства в размере пяти миллиардов рублей.
В то же самое время программа создания, по сути, новых комфортных условий для жизни дальневосточников рассчитана до 2030 года, так что при следующих бюджетных циклах необходимо будет принимать решение о финансировании ее дальнейшей реализации.
Уважаемый Владимир Владимирович, работа по разработке и реализации планов реновации Дальнего Востока будет осуществляться в соответствии с Вашими поручениями.
В.Путин: Спасибо.
Алексей Самбуевич, пожалуйста.
А.Цыденов: Уважаемый Владимир Владимирович!
По Вашему поручению совместно с «ДОМ.РФ» подготовлен мастер-план Улан-Удэ – третьего по численности населения города Дальнего Востока.
Стратегические цели развития города – защита и усиление российской территории Дальнего Востока за счет демографического роста и экономического развития, укрепление единства многонационального российского народа, сбережение Байкала, достойное позиционирование приграничных территорий России.
В городе проведен опрос общественного мнения. Люди, которые хотят жить, учиться, работать, рожать детей и строить свое будущее в Улан-Удэ, видят и по достоинству оценивают уже происходящие изменения.
За последние годы в рамках национальных проектов, по Вашим прямым поручениям, Владимир Владимирович, очень многое уже сделано, в том числе за счет механизмов поддержки в рамках Дальневосточного федерального округа.
Вместе с тем люди отмечают необходимость решения следующих проблем, Вы уже говорили про них: это как раз загрязненный воздух, также у нас отмечается большое количество автомобильных пробок, ветхая малоэтажная застройка, неприглядный вид в городском центре, инфраструктурные ограничения, проблемы тепло- и электроснабжения, неравномерность распределения городской экономики.
При разработке мастер-плана определены четыре направления для работы: инфраструктурное обеспечение и экология; благоустройство, внешний вид и комфорт; развитие локальной экономики и, безусловно, человеческий капитал.
В части инфраструктурного обеспечения и экологии первый вопрос – чистый воздух – Владимир Владимирович, Вы на него уже обратили внимание. В зимний период у нас концентрация бензапирена в отдельные дни превышает в 50 раз ПДК. Непосредственно в городе насчитывается более 45 тысяч частных домов, топятся они дровами и углем, а также в городе 144 муниципальных и ведомственных котельных и порядка 2900 малых угольных котлов на складских, производственных, торговых объектах.
При этом по центральному теплоснабжению многоквартирных домов и по электрообеспечению город также не сбалансирован, и череда серьезных аварий за последние годы ставила город на грань выживания.
Предлагается завершить строительство Улан-Удэнской ТЭЦ-2 с выработкой тепло- и электроэнергии, обеспечить модернизацию тепловых сетей, в том числе с резервированием между ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Это даст возможность дополнительного жилищного строительства, обеспечит тепловую и энергетическую безопасность, улучшит экологическое состояние.
Частный сектор в количестве 26 тысяч домов – как первый этап – предлагается перевести на электроотопление. Владимир Владимирович, мы пробовали различные варианты, в том числе пеллеты, бездымный уголь. Там, где стоят котлы, это работает, а в домашних печках нужна тяга, к сожалению, там другое, там опасность уже угарного газа, потому что он тлеет, он там не горит, то есть там нужно создавать тягу. В котлах это создается, а в домашних печах – нет.
Мы пробовали разные варианты, и в итоге, поскольку мы не газифицированы, пока оптимальный вариант – это электроотопление. Рассчитали, выбрали районы, – не все, но те, которые наиболее влияют на экологию, где наиболее изношенные сети, – и предлагаем как раз именно в этом плане двигаться. При этом для того, чтобы это реализовать, нужно модернизировать электросети – как собственность «Россетей», так и иных территориальных сетевых организаций, не входящих в «Россети».
Владимир Владимирович, Вы давали поручение в регионах, где проходит газификация населения, также предусматривать и финансирование домового оборудования для бытовых газовых котлов. Прошу и в рамках перевода на электроотопление также предусмотреть финансирование домового электрооборудования. В рамках мастер-плана это есть, оно прорабатывалось предварительно с причастными.
Вместе с тем надо отметить, что ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, находящиеся в городе сегодня, также являются угольными, и в долгосрочной перспективе актуальным является вопрос газоснабжения республики, перевода генерации на газ.
На прибайкальской территории республики, в центральной экологической зоне Байкала, вообще законом запрещено топить углем. Там или газ, или электроэнергия. Поэтому газификация в долгосрочной перспективе – наиболее предпочтительное решение. Прошу Вас, Владимир Владимирович, рассмотреть в перспективе возможность газификации Бурятии.
В части проблем с транспортом и пробками на дорогах одной из основных причин является разделение города – у нас две реки и две железнодорожные магистрали в городе. При этом путепроводы через Транссиб – их всего два. Всё остальное – мы ездим через переезды с обычными шлагбаумами. Соответственно, город стоит. Решение – это, безусловно, строительство путепроводов, в мастер-плане они предусмотрены. В части разделения реками: у нас через главную реку Селенгу только один мост, и утром движение – час в одну сторону, вечером – час в другую сторону. Также мастер-планом предусматриваем строительство моста до 2030 года.
В Улан-Удэ с Вашей поддержкой удается развивать муниципальный пассажирский транспорт. В прошлом году купили 124 автобуса, а в 2019 году за счет средств как раз президентской дальневосточной субсидии впервые за долгие годы приобретено 15 трамваев. Прирост пассажиропотока – один миллион человек в год. Предусматриваем дальнейшее обновление трамвайного парка и ремонт путей.
К инфраструктурному обеспечению относятся и очистные [сооружения]. По Вашему, Владимир Владимирович, поручению в Улан-Удэ на правом берегу Селенги уже строятся современные очистные [сооружения]. Мастер-планом предусматривается строительство к этим очистным [сооружениям] коллектора с левого берега Селенги, а также модернизация канализационных коллекторов. Это позволит оптимизировать расходы и не строить еще одну очистную [станцию] на левом берегу.
Один из самых значимых разделов мастер-плана – это, конечно, внешнее преображение города, благоустройство, развитие жилищного строительства.
Градостроительный потенциал территорий вдоль набережных обеих рек составляет 2,3 миллиона квадратных метров. Поскольку эти территории в центре города, они имеют высокий индекс обеспеченности, то есть тут и школы, и сады – все рядом, рабочие места рядом, хорошая транспортная доступность.
Проекты комплексного развития – это «Белый лебедь», «Батарейка», «Восточные ворота», «Приречное», а также авиазавод, где работники задавали вопрос о том, что нужно строить жилье. Как раз территория авиазавода у нас тоже в рамках КРТ предусмотрена.
При этом, безусловно, у нас много по факту аварийного жилья, но пока не стоящего в реестре. Соответственно, тоже требуется решение вопроса. На территориях КРТ часть жителей планируется расселить за счет программы переселения из аварийного жилья.
Для обеспечения ценовой доступности будущего жилья необходима дополнительная государственная поддержка на подготовку территорий, изъятие объектов капстроительства, земельных участков, и, безусловно, инженерной инфраструктуры именно в рамках комплексного развития территорий. И, безусловно, решение вопроса с аварийным жильем, которое пока не поставлено в реестр.
В первый проект КРТ мы уже вошли по факту. Там предусматривается 166 тысяч квадратных метров жилья, 20 тысяч [квадратных метров] общественно-деловых пространств, коммерческой недвижимости. Получили инфраструктурный бюджетный кредит в прошлом году и направили его на строительство инженерной инфраструктуры к этой территории.
Одним из источников развития целесообразно в том числе использовать и инфраструктурные облигации «ДОМ.РФ» и в целом механизмы «ДОМ.РФ» как для инженерной, так и для социальной инфраструктуры, связанной с развитием жилищного строительства.
Улан-Удэ, стоящий на слиянии двух рек, имеет противопаводковые защитные сооружения, которые можно превратить в полноценную благоустроенную набережную. Набережная станет ключевым общественным пространством для горожан и туристов.
Отдельно хочу обратить внимание на наше СИЗО. Владимир Владимирович, Вы уже об этом говорили. Объект находится в центре города, причем лучшее видовое место, объект 1886 года строительства. При этом оно само находится в достаточно тяжелом состоянии, требуется кардинальная реконструкция.
Поскольку в любом случае его необходимо реконструировать, предлагается в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы и Генеральной схемой размещения вынести СИЗО из центра на окраину города и создать учреждение объединенного типа на три тысячи мест. Это, безусловно, позволит обеспечить развитие города, создать современное учреждение с допместами рабочими для спецконтингента, и одно из лучших видовых мест города станет доступным для развития.
В части развития локальной экономики и индустрии гостеприимства все проекты комплексного развития территорий предусматривают максимальное задействование первых этажей зданий для размещения кафе, ресторанов, магазинов, спа – в общем, весь мелкий бизнес.
Для создания точек притяжения в рамках президентской дальневосточной субсидии предусматривается строительство национального музея и театра «Байкал». С одобрения комиссии под руководством Юрия Петровича [Трутнева] уже выделено финансирование, и контракт на строительство театра уже подписан. Планируем совместно с «ДОМ.РФ» выйти на строительство национального музея в режиме дальневосточной концессии.
Исторический архитектурный комплекс «Гостиные ряды», находящийся в федеральной собственности, требует восстановления. Рассматриваем возможность его реконструкции и передачи в региональную собственность.
Нашей «фишкой», конкурентным преимуществом, кстати, в сфере туризма является развитая восточная медицина. Владимир Владимирович, мы единственный субъект России, где методы восточной медицины сертифицированы Минздравом и включены в ОМС.
Наш Центр восточной медицины на сегодня загружен полностью, и строительство дополнительного корпуса позволит привлечь дополнительных платных не столько пациентов, сколько туристов, желающих поправить свое здоровье не за счет средств ОМС. При этом гостиничные номера к этому центру будет строить уже частный инвестор без привлечения бюджетного финансирования.
Как я и говорил, туризм и экономическая активность в республике растут каждый год. По сравнению с 2017 годом у нас в аэропорту пассажиропоток вырос более чем в два раза – с 270 [тысяч] до 630 тысяч пассажиров в год, и продолжает расти. За январь-февраль текущего года еще на 19 процентов вырос. Мы не падали даже в ковидные годы: по диаграмме видно – в 2021 году мы уже превысили 2019-й.
Сейчас частный инвестор строит терминал в аэропорту за свой счет, 3,4 миллиарда рублей финансирования при поддержке льготного кредитования ВЭБа. Хотел бы отметить эффективность для бизнеса как раз вэбовской программы льготного кредитования.
Но уже не хватает перрона, и необходимо строительство дополнительных стоянок для самолетов, в том числе с учетом грузового трафика. У нас сейчас, Владимир Владимирович, полетел грузовой транзит из Китая в Россию через Улан-Удэ – там до ста самолетов в месяц доходит. То есть это тоже такая новая логистика.
В части наших жителей, нашего молодого поколения, я сегодня уже, Владимир Владимирович, говорил: большую часть миграционного оттока в республике составляют студенты. У нас 37 процентов всех выпускников школ, старших классов, выбирают вузы западных регионов России. А если брать из тех школьников, которые вообще в вузы собрались, то из них 60 процентов уезжают на запад, хотя наши бурятские вузы тоже дают достойное образование, а в чем-то являются лидерами. Но, к сожалению, такое происходит.
Я уже Вам докладывал о проекте строительства межвузовского кампуса в Улан-Удэ, который ориентирован на привлечение и закрепление студентов в республике, а также на усиление взаимодействия с Монголией.
В рамках исполнения Вашего поручения к нам лично приезжал Министр [науки и высшего образования] Валерий Николаевич Фальков. Подробно рассмотрели проект строительства кампуса и понимаем, что кампус – помимо образовательной, демографической, экономической и международной функции – также вписан и в архитектурно-эстетический облик города, повышает деловую активность, локальную экономику.
Мы уже начали строить обеспечивающую инженерную инфраструктуру для кампуса. Общая цена проекта по кампусу – 13,3 миллиарда. Это один из самых скромных вообще из всех проектов кампусов по России. По нашим данным, вообще самый скромный.
Поэтому, Владимир Владимирович, прошу дальнейшей поддержки нашего проекта, чтобы он был реализован в формате ФАИП и мы могли бы в ближайшее время его довести до конца.
В Улан-Удэ по факту [проживают] больше половины населения республики. Мастер-план отражает основные направления социально-экономического развития города. Сумма финансирования за счет средств федерального бюджета по проекту мастер-плана до 2030 года – порядка 150–157 миллиардов рублей, внебюджетных средств за десятилетний период – порядка 152 миллиардов и средств региона – 15. При этом мы понимаем, что внебюджет будет значительно больше. Мы не применяли коэффициенты, мы не применяли мультипликаторы. Это сумма, которая впрямую четко по срокам прописана.
В итоге будет создано более 32 тысяч новых рабочих мест, увеличится валовой городской продукт со 186 [миллиардов рублей] до 272 миллиардов, демографические и миграционные показатели у нас только в плюс. Безусловно, город усилит свои позиции как опорный центр России на Дальнем Востоке, город станет красивым, комфортным для людей.
Владимир Владимирович, хочу отдельно отметить работу, которую Максим Станиславович Орешкин проделал, не могу удержаться просто и не поблагодарить его. Он сам лично ногами прошел у нас Улан-Удэ, Северобайкальск, все объекты, все точки развития, провел более десятка совещаний с федеральными органами.
За декабрь-февраль в Улан-Удэ приехали руководители на уровне министров или заместителей министров большей части Правительства. У нас Минстрой был два раза, Минэнерго, Минюст. Фальков Валерий Николаевич, Решетников Максим Геннадьевич, Козлов Александр Александрович, Чекунков Алексей Олегович – они лично были здесь. Мы план готовили очень продуманно, подробно, и со всеми остальными федеральными органами отрабатывали в Москве.
Поэтому понимаем все реалии. Мастер-план делали аккуратно, с перспективой до 2030 года, и представляем на Ваше решение проработанный результат коллективного труда.
Еще раз спасибо, Владимир Владимирович. Спасибо, что в такой непростой период Вы нашли время к нам приехать. Мы это очень ценим и мы не подведем.
В.Путин: Максим Станиславович Орешкин мне вчера подробно уже поздно вечером рассказывал о том, какая здесь проводилась работа.
Пожалуйста, Осипов Александр Михайлович, Забайкальский край.
А.Осипов: Спасибо, Владимир Владимирович.
Уважаемые участники!
Чита – один из древнейших городов Сибири и Дальнего Востока. Забайкалье – один из природно богатейших регионов страны: это и ископаемые природные ресурсы, семь миллионов гектаров пашенных пастбищ.
Особое значение сегодня имеет стратегическое положение края как ближайшего региона связи с Китаем, с мощными железнодорожными и автодорожными погранпереходами, с наибольшим их количеством, с наиболее разветвленной железнодорожной и автодорожной сетью, с выходом на федеральные автомобильные дороги, Транссиб и БАМ.
В Чите, благодаря поддержке Максима Станиславовича Орешкина, Юрия Петровича Трутнева, Марата Шакирзяновича [Хуснуллина], проделана с участием федеральных органов большая работа по разработке мастер-плана. Профинансировал разработку Внешэкономбанк, спасибо Игорю Ивановичу Шувалову, разработало ведущее в стране конструкторское бюро «Стрелка».
В ходе разработки мастер-плана, и это очень важно, удалось найти принципиальные практические конкретные решения по всем задачам развития и края, и краевой столицы.
В Чите изношенная коммунальная инфраструктура, теплогенерация и сети, самый загрязненный воздух в стране, почти 600 тысяч квадратных метров аварийных бараков и домов. Большое количество красивейших старинных зданий – практически петербургской архитектуры – исторического центра, которые остро требуют восстановления.
Протяженные набережные, но они в плачевном состоянии. Чита сегодня единственный город на Дальнем Востоке без их благоустройства. Острая нехватка спортивных объектов. Перегружены дороги между основными частями города. И острая нехватка путепроводов через Транссиб, разрезающий город надвое.
Самое главное – недостаток рабочих мест и низкое качество высшего образования, что порождает отток молодежи, за которыми впоследствии образуется вторичный поток отъезжающих родителей и родственников.
Все перечисленные проблемы и, самое главное, имеющиеся возможности разрешаются в разработанном мастер-плане Читы. Самое главное: Чита должна стать красивым зеленым городом с хорошим выбором работы, удобным для горожан и создающим возможности для его жителей и, самое главное, молодежи.
Первый блок решений проблем. Самым важным вопросом является создание рабочих мест; раскрытие транспортно-логистических и производственных возможностей богатейшего края и Читы; создание международной территории опережающего развития; развитие железнодорожных, автодорожных погранпереходов и транспортных путей, крайне важных сегодня для страны.
Второй блок. Газификация Читы и региона, устранение энергетических дефицитов, и эту работу вместе с Минэнерго мы сейчас ведем; расселение аварийного жилья; реконструкция коммуналки, в первую очередь изношенных сетей; реконструкция и строительство новой электро- и теплогенерации в крае и в Чите, автодорог, связывающих крупнейшие части города – там, где сегодня стоит население в пробках. Для создания удобной и красивой среды, обновления исторического центра и благоустройства набережных – передача Вами уже упомянутых, Владимир Владимирович, неиспользованных земель от ранее располагавшихся частей объектов ФСИН и военного аэродрома.
Третий блок решений для молодежи – развитие экономики. Это современное образование, создание Горной академии с современным кампусом. Причем в их создании сегодня готовы принять участие крупнейшие добывающие компании. Строительство кадетского училища, центров единоборств и всероссийского центра стрельбы из лука, музея России.
Подробнее о некоторых из проектов. Международная территория опережающего развития, производственно-логистический комплекс. У Забайкалья уникальное положение: пункты пропуска с Китаем и Монголией, требующие расширения. В нынешней ситуации это особенно важно.
Большая часть грузов без какой-либо переработки, без задействования производств транспортируется до крупнейших логистических центров, как правило в Москве, и потом обратно разъезжается по всей стране. Международная территория опережающего развития предоставит наилучшие условия ускорения оборота операций с самыми различными грузами, включая подсанкционные, их производством – для нужд как нашей экономики, так и китайской.
Также мы создаем зерновой коридор в Китай, который увеличит в разы сельхозпроизводство зерновых и масличных в Забайкалье. Зерновой терминал уже запущен.
Газификация. Благодаря Вашему решению, Владимир Владимирович, Чита включена в федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология». Наиболее грязные выбросы, как Вы сказали, порождает частный сектор с печным отоплением.
До конца 2024 года запланирована газификация на сжиженном газе 13 тысяч частных домов, выделено семь миллиардов рублей. Для полного охвата индивидуального жилья города и примыкающих пригородов необходимо еще пять миллиардов рублей.
По всем границам Забайкальского края реализуются крупнейшие газодобывающие и газотранспортные объекты, возникают технологические возможности, и, конечно, ожидания – многолетние уже ожидания – людей по газификации края.
Эту работу Алексей Борисович и Минэнерго уже ведут. Планируется газификация большой коммунальной энергетики, промышленности и населения. Предполагается строительство отвода от «Силы Сибири – 2». Все забайкальцы, Владимир Владимирович, ожидают от Вас поддержки нас в этом вопросе. Это был бы принципиальный скачок Забайкальского края в развитии промышленности, энергетики, коммуналки.
Размещение аварийного жилья на территории Читы. К сожалению, на 1 января 2017 года большая часть аварийного жилья в Забайкалье, в Чите не были внесены в соответствующий реестр, поэтому начатый нацпроект в 2019 году по расселению аварийки практически не охватил реальный аварийный фонд Забайкалья. В итоге при 560 тысячах квадратных метрах аварийного жилья федеральное финансирование было выделено лишь на 40 тысяч.
Эту программу мы сейчас, благодаря поддержке Марата Шакирзяновича, завершили, и стоит вопрос: конечно, люди во всем этом совершенно не виноваты, и очень просим, Владимир Владимирович, поддержать решение по расселению всех старых аварийных бараков и домов.
План дальнейшего пространственного развития Читы. Здесь представлена дислокация, ситуационный план Читы. С трех сторон Чита ограничена хребтами – с востока, с юга и с северо-востока. С запада ограничена природным озером Кенон, с северо-запада ограничена военным аэродромом. У города практически нет вариантов, кроме как развитие на северо-запад, но там находится военный аэродром с землями воинских частей, преимущественно заброшенных.
Нахождение военного аэродрома в центре города в целом накладывает большое количество градостроительных ограничений на развитие города, помимо этого удлиняет на восемь километров коммунальную и транспортную инфраструктуру с соответствующим удорожанием ее строительства, реконструкции, содержания.
При этом в районе Читы еще три аэродрома, включая наиболее приспособленный, наверное, для всех нужд, аэродром двойного базирования Кадала и военный аэродром Домна. Также в городе учреждения ФСИН. Вынос этих и ранее перечисленных объектов принципиально изменит условия по градостроительному развитию города и даст новые возможности для застройки.
Кадетское училище. К сожалению, пока Забайкалье в пятерке лидеров по подростковой преступности. При этом, Владимир Владимирович, в трудную минуту забайкальцы, без сомнения, идут – это исторически так – решать государственные задачи. Так было с сибирскими полками во время Великой Отечественной войны, точно так же происходит и сейчас. Наши люди никуда не поехали, никуда не побежали, а пошли на СВО в военные комиссариаты. Чтобы дать большему количеству ребят выбрать правильный жизненный путь – служить Родине и народу – мы просим поддержать создание кадетского училища. Вопрос крайне важен, особенно для молодых ребят с сельских территорий, которые хотят найти себя в жизни.
Второй важный для молодежи, для развития экономики и края, и Читы вопрос – это Горная академия, центр образования по горной добыче в центре Дальнего Востока и Сибири. Это самые развитые во всем мире территории по горной добыче. При этом здесь огромный дефицит специалистов с профильным образованием.
Проект разработан вместе с Валерием Николаевичем Фальковым под лидерством, руководством Санкт-Петербургского горного университета. Он отвечает на удовлетворение острой потребности в специалистах в горнодобывающей промышленности, предусматривает совместную образовательную программу с Санкт-Петербургским горным университетом и партнерство с крупнейшими горнодобывающими компаниями. Они готовы профинансировать до 40 процентов стоимости новой Горной академии с кампусом.
Еще один важный, ценностный момент, Владимир Владимирович. Мы не имеем права допустить опустынивания этих огромных прекрасных земель – будем все делать для того, чтобы количество населения увеличивалось, качество жизни [улучшилось]. Социология показывает, что большинство забайкальцев ясно осознает необходимость своей жизни здесь как долг перед страной и предками, которые обустраивали, обживали эту землю. Мы хотим зримо отразить величие этой истории, подвига наших предков, самых различных исторических событий и этой территории, и всей страны – для этого создать музей России, где каждый забайкалец, не один раз в течение жизни побывав, воочию увидит подтверждение того, что он чувствует сердцем.
И кадетское училище, и музей, и центр единоборств и стрельбы из лука мы планируем создать с привлечением средств «ДОМ.РФ». С Виталием Леонтьевичем [Мутко] над этим уже работаем. Вообще вопрос финансирования крайне важен для исполнения мастер-плана.
Можно было бы профинансировать социальные объекты, развитие застроенных территорий, «Дальневосточный квартал» с использованием инфраструктурного меню, разработанного Маратом Шакирзяновичем, мы активно им пользуемся, с использованием механизмов «ДОМ.РФ», в том числе инфраструктурных облигаций. Конечно, здесь крайне важно максимальное увеличение финансирования. Большое спасибо за выделение 100 миллиардов рублей. Очень важна возможность получения льготного финансирования Внешэкономбанка.
Абсолютное большинство проектов и инициатив мастер-плана согласовано федеральными органами. Протоколом предусмотрены необходимые решения. Они, надо признать, непростые, масштабные, но полностью соответствуют потребностям и ожиданиям людей, необходимости развития Читы и края и соответствуют, Владимир Владимирович, Вашему подходу к безусловному решению задач и обязательному целеустремленному движению вперед.
В целом в комплексном плане предусмотрено более тысячи объектов и 60 системных мероприятий. Полтора года по Вашему поручению шла сложная, тщательная работа по мастер-плану. Лично в ней участвовали и приезжали в Читу, так же как и в Улан-Удэ, большое количество руководителей: Михаил Владимирович [Мишустин] был, Максим Станиславович [Орешкин], Игорь Иванович Шувалов, Александр Валентинович Новак, Виктория Валериевна [Абрамченко], неоднократно Юрий Петрович Трутнев, практически все министры, буквально недавно были Валерий Николаевич Фальков, Михаил Альбертович Мурашко, с помощью которого мы перезапускаем все краевые учреждения, – побывали практически все.
Поэтому я думаю, что с таким отношением – по Вашему поручению – все те сложные решения, но столь важные для развития края и Читы будут исполнены. Просим, Владимир Владимирович, Вас поддержать реализацию нашего мастер-плана.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо большое.
Пожалуйста, Лимаренко Валерий Игоревич, Сахалинская область.
В.Лимаренко: Уважаемый Владимир Владимирович!
Хочу представить Вам проект развития Южно-Сахалинской агломерации – единственной островной агломерации в стране.
Уже сегодня ее экономика характеризуется стабильным развитием, прежде всего по показателям объема инвестиций, росту населения и жилищной обеспеченности. Городская среда становится более комфортной для людей. Мы рассматриваем агломерацию как энергетический центр Дальнего Востока. Ключевыми отраслями экономики остаются традиционные – нефтегазовые и рыбоперерабатывающие комплексы, а также появляются новые – это транспорт, логистика и туризм.
Программой развития предусмотрен объем инвестиций в агломерации свыше 500 миллиардов рублей, будет создано около 15 тысяч рабочих мест. Надо сказать, что за пределами агломерации, на севере, также реализуются крупные проекты, прежде всего в сфере углеводородов и их переработки. Они оказывают сильный синергетический эффект и способствуют развитию всей территории, включая Южно-Сахалинскую агломерацию.
Ключом к развитию агломерации станет глубоководный Корсаковский порт – я Вам уже докладывал, как развивается этот проект. Что произошло нового? Мы разработали проектную документацию на реконструкцию порта. По объектам, принадлежащим «Нацрыбресурсу», документ уже находится в Главгосэкспертизе. По объектам Росморпорта документы будут направлены на экспертизу в этом месяце, и ожидается, что в мае уже выйдут из экспертизы.
Напоминаю, что на территории порта мы планируем разместить рыбоперерабатывающие мощности до одного миллиона тонн рыбной продукции в год. За счет этого принципиально изменится логистика рыбной отрасли. Сырье будет доставляться на российский берег, перерабатываться и экспортироваться в страны АТР. Этот проект мы выполняем вместе с «ВЭБом».
Прошу Вас поддержать нас и дать поручение по выделению из федерального бюджета 9,4 миллиарда рублей на реконструкцию причальных сооружений, принадлежащих «Нацрыбресурсу», и одиннадцати миллиардов рублей на реконструкцию причальных сооружений, принадлежащих Росморпорту.
В текущем году, во второй половине года, мы уже можем приступить непосредственно к работам, и нам потребуется около двух миллиардов рублей. Для нас это историческое событие, потому что, еще раз хочу подчеркнуть, глубоководный Корсаковский порт – это ключ к развитию Сахалина.
Важную роль в развитии агломерации сыграет создание авиационного хаба. Он станет точкой пересечения авиационных и морских транспортных путей. В ближайшие месяцы мы запускаем современный аэровокзальный комплекс, он сможет принимать до пяти миллионов пассажиров в год.
В 2025 году будет построена новая взлетно-посадочная полоса. Сегодня строительные работы идут за областные средства, в 2022 году на эти цели было потрачено 6,5 миллиарда рублей. Федеральный бюджет нас пока еще не поддержал. Я уже обращался к Вам по этому вопросу ранее.
Прошу Вас дать поручение и предусмотреть финансирование строительства полосы, в том числе и за счет федерального бюджета. Мы с Минфином договаривались, что федеральная составляющая будет 14,2 миллиарда рублей. Нам требуются ресурсы уже в этом году. Предварительно эти средства намечались, но здесь возникло секвестирование и снова вопрос подвис. Министерство транспорта нас поддерживает в этих планах.
В части развития автодорожной инфраструктуры мы запланировали строительство обхода вокруг Южно-Сахалинска. Благодаря этому мы «выносим» грузовой транспорт из города, освобождаем свыше 200 гектаров земли в центре Южно-Сахалинска для создания общественно-деловой инфраструктуры.
Кроме того, на объездной дороге появится логистический центр, который имеет оптимальную близость к автомобильным магистралям, вокзальному комплексу и Корсаковскому порту. Минтранс России поддержал строительство обхода. Просим дать поручение передвинуть финансирование с 2027 года, то есть опережающим способом, на реализацию первого этапа строительства: на 2023 год – 4,5 миллиарда и на 2024 год – 3,5 миллиарда рублей. Для нас это очень важно, жители Южно-Сахалинска ожидают это решение, и мы бы хотели сделать первый этап объездной дороги.
В развитии агломерации все большую роль играет железная дорога. Вдоль нее мы размещаем создаваемые индустриальные парки: нефтегазовые, агропромышленные, лесоперерабатывающие и строительные. В перспективе за счет создания шести транспортно-пересадочных узлов и 18 станций на пути от места проживания до новых точек роста мы сможем нарастить объемы перевозок в несколько раз. Мы хотели, чтобы для наших жителей время в пути от центра агломерации до конечной станции составляло не более 30 минут.
Эффект развития железной дороги особенно масштабно проявится в черте Южно-Сахалинска. Она не только свяжет ключевые инвестиционные проекты, но и будет способствовать развитию прилегающих территорий в интересах населения и бизнеса. Людям будет просто удобнее.
Мы обратились в РЖД с просьбой, чтобы они дополнительно приобрели для нас в этом году восемь вагонов и построили две двухпутные вставки к 2024 году. Просим поддержать нашу инициативу. На эти цели потребуется около одного миллиарда рублей. Мы подробно этот план внедрения железной дороги как городского транспорта обсуждали с Орешкиным Максимом Станиславовичем и считаем, что для нас это стратегически важная ситуация – и с точки зрения удобства людей, и с точки зрения использования дополнительных площадей для строительства жилья и деловой инфраструктуры.
Основой агломерации является развитие исторического центра Южно-Сахалинска. Мне бы хотелось сказать слова благодарности за то, что мы развернули аварийную программу, Марату Шакирзяновичу. Скажу откровенно, что мы и большое количество жилья сейчас поставили как аварийное, и большое количество жилья построили для того, чтобы переселить из аварийного жилья. Марат Шакирзянович, наверное, поддержит нас, если я скажу, что мы в этом смысле, скажем так, показываем одни из лучших результатов в Российской Федерации.
Мы сейчас активно проводим газификацию непосредственно в Южно-Сахалинске и других городах рядом с Южно-Сахалинском. Таким образом, у нас заметно улучшается чистота атмосферного воздуха. Люди это видят и говорят слова благодарности.
Всего до 2030 года запланировано строительство жилых районов с современным архитектурным обликом площадью более двух миллионов квадратных метров жилья, в том числе будет реализован проект по программе «Дальневосточный гектар» в непосредственной близости от Корсаковского порта. Тем самым создается комфортная городская среда.
Мы эту работу планируем делать с «ДОМом.РФ» в части арендного жилья и готовы около 50 тысяч квадратных метров с «ДОМом.РФ» строить такого типа жилья и для молодых специалистов, и для решения других задач.
Также я докладывал Вам, что Сахалинская область прошла отбор по строительству кампусов. В марте мы ожидаем заключение государственной экспертизы по проекту в соответствии с договоренностью, которая у нас есть с Главгосэкспертизой. Мы рассчитываем, что постановление Правительства тоже выйдет в ближайшее время. Я благодарю Вас за поддержку: я обращался по этому вопросу, и нам помогли. Мы работаем вместе по этому вопросу с Фальковым Валерием Николаевичем.
Напомню, что объем федерального финансирования по нашему проекту составляет 9,3 миллиарда рублей. В том числе мы рассчитываем уже в этом году, в 2023-м, использовать федеральных денег 2,6 миллиарда рублей. Площадки готовы, можно уже в ближайшее время приступать к строительству.
Ядром агломерации туризма является горнолыжный курорт «Горный воздух». Мы занимаемся этим проектом с «Туризмом.РФ» и с «ВЭБом» и планируем увеличить длину горнолыжных трасс в три раза – с 35 километров, которые сейчас есть, до 90 километров в ближайшие годы и войти в число лучших курортов стран АТР. Трутнев Юрий Петрович нацеливает нас на эту амбициозную задачу, и мы, безусловно, будем ее решать.
В агломерации находится одна из визитных карточек Сахалина – маяк Анива. Он является местом притяжения туристов. Мы планируем восстанавливать этот уникальный объект. В этой связи просим дать поручение Министерству обороны найти возможность, чтобы передать этот маяк в областную собственность.
Подводя итоги сказанному, хочу отметить, что реализуемые проекты позволят обеспечить развитие экономики агломераций и создать современные и комфортные условия жизни для сахалинцев и курильчан.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Большое спасибо, Валерий Игоревич.
Пожалуйста, Чекунков Алексей Олегович.
Алексей Олегович, сейчас прозвучали от коллег различные идеи, предложения. Я знаю, что они прорабатывались. Насколько это проработано с точки зрения источника финансирования, продления различных программ и так далее?
Продолжение следует.