Юлия Кочкина, aif.ru: — Юрий Петрович, Дальний Восток — удаленный от федерального центра макрорегион. На ваш взгляд, какие особенности его экономического развития можно превратить в преимущества?
Юрий Трутнев: — В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в странах, окружающих российский Дальний Восток, проживает более половины жителей Земли — свыше 4 млрд человек. Понятно, что это одно из ключевых преимуществ восточных территорий. Окружающие рынки огромны. С некоторыми странами складываются взаимовыгодные и политические, и экономические отношения.
По числу красивейших мест любой другой территории мира трудно конкурировать с нашим Дальним Востоком — реки, озера, океан, месторождения полезных ископаемых.
Направленность развития макрорегиона 10 лет назад определил Владимир Путин, когда объявил Дальневосточный федеральный округ приоритетной территорией развития. За это время для изменения ситуации в округе принято более 70 законов и большое количество постановлений Правительства РФ.
— Много внимания уделяется повышению качества жизни. В ДФО реализуется масштабный проект реновации городов. На каком сейчас этапе разработка мастер-планов 25 городов? Они будут представлены на предстоящем ВЭФ?
— Работа близится к завершению. Мы предложим президенту посмотреть сразу 15 проектов, заслушать мастер-планы курсами, учитывая степень готовности и расположение территорий. Уже переданы на утверждение президенту планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Уде, Южно-Сахалинска, Тынды. Если будет возможность, то некоторое количество мастер-планов покажем до Восточного экономического форума. Ряд ключевых планов, например, Владивостока и Хабаровска, надеемся представить на ВЭФ. И, конечно, отдельно отмечу, что проекты развития городов, где живут десятки-сотни тысяч людей, должны учитывать их пожелания. С их помощью мы можем заглянуть в будущее, показать направление развития территории, дать ответы на основные социально-экономические вопросы.
— После введения санкций Россия объявила о развороте на Восток. Какую позицию занял в этом процессе Дальневосточный макрорегион?
— Россия развернулась на Восток не сейчас и совсем не в связи с санкциями США и ЕС. Это произошло в 2013 году, когда Владимир Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом. Она развернулась, потому что это новые возможности для макрорегиона, новые экономические связи и проекты.
Конечно, эта огромная богатая территория с низкой плотностью населения нуждалась в дополнительных мерах поддержки для запуска новых инвестиционных проектов, для того чтобы модернизировать и развивать существующие производства, а также для того, чтобы улучшить жизнь людей. И такие инструменты были созданы. Для бизнеса — это территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, другие преференциальные режимы, инфраструктурная поддержка инвесторов. Условия, предоставляемые предпринимателям, достаточно широкие. Для населения — это «Дальневосточная ипотека», выплата в 1 млн рублей после рождения в семье третьего ребенка, «Дальневосточный гектар» и другие.
— Почему используются особые меры поддержки?
— С их помощью мы выравниваем условия жизни дальневосточников с Центральной частью России. Например, для экономики важно на каком расстоянии от того места, где планируется построить предприятие, находятся энергетические мощности — они рядом или линию электропередач надо тянуть сотни километров по тайге? А транспортные пути? Как и сколько добираться, например, до Восточного полигона. Это дополнительные издержки. Система преференций создана для развития территорий и бизнеса на них.
В итоге удалось запустить более 3 тыс. новых инвестиционных проектов в самых разных направлениях экономики. Новые заводы и предприятия — это новые рабочие места, дополнительные налоги, которые идут в социальную сферу.
— Как сложности с транспортной доступностью региона влияют на жизнь людей?
— Длинная логистика, удаленность от точек поставки работает на снижение доходов населения. Однако мы уверены, что новый закон о северном завозе снизит стоимость доставки, увеличит ее надежность, а значит, поможет людям сэкономить при покупке необходимых товаров. Этот закон должен снизить стоимость потребительской корзины для жителей Дальнего Востока, а значит, повысить уровень жизни.
— На Дальнем Востоке идет модернизация энергетической и железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Возникают трудности?
— Есть план развития Восточного полигона. Он контролируется и выполняется. В нем есть только одна проблема. Он был сформирован в те времена, когда не было санкций и еще не увеличился грузопоток на Дальний Восток. На Восточном экономическом форуме обсуждения по улучшению транспортной доступности будут одними из основных направлений работы. Сейчас РЖД, Минтранс работают над ними. Мы с коллегами разговаривали, и я их предупредил, что моя обязанность — доложить президенту о том, как выполняется его поручение, какими темпами проходит перекладка путей для обеспечения транзита грузов, производимых российскими предприятиями.
— В логистической цепочке сегодня ключевую роль играет порт Владивосток. Его инфраструктура будет обновляться и расширяться?
— Она постоянно расширяется. За первое полугодие 2023 года портовое хозяйство перевезло на 33% больше, чем в прошлом году. Сейчас на Дальний Восток, действительно, идет большой поток грузов по железной дороге. В этих условиях увеличиваются требования к морским портам. Будут строиться новые. Сейчас уже строится специализированный морской порт Суходол. Мы будем о нем докладывать президенту на ВЭФ. Не буду пока раскрывать, что и где, надо сначала реализовать, но есть еще проекты строительства глубоководных портов в Приморье.