Официальные ресурсы

Юрий Трутнев рассказал aif.ru, какие новые решения по развитию транспортной доступности макрорегиона он представит Владимиру Путину на Восточном экономическом форуме

30 августа 2023 Распечатать
Юрий Трутнев рассказал aif.ru, какие новые решения по развитию транспортной доступности макрорегиона он представит Президенту Владимиру Путину на Восточном экономическом форуме
Юрий Трутнев рассказал aif.ru, какие новые решения по развитию транспортной доступности макрорегиона он представит Президенту Владимиру Путину на Восточном экономическом форуме

Юлия Кочкина, aif.ru: — Юрий Петрович, Дальний Восток — удаленный от федерального центра макрорегион. На ваш взгляд, какие особенности его экономического развития можно превратить в преимущества?

Юрий Трутнев: — В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в странах, окружающих российский Дальний Восток, проживает более половины жителей Земли — свыше 4 млрд человек. Понятно, что это одно из ключевых преимуществ восточных территорий. Окружающие рынки огромны. С некоторыми странами складываются взаимовыгодные и политические, и экономические отношения.

По числу красивейших мест любой другой территории мира трудно конкурировать с нашим Дальним Востоком — реки, озера, океан, месторождения полезных ископаемых.

Направленность развития макрорегиона 10 лет назад определил Владимир Путин, когда объявил Дальневосточный федеральный округ приоритетной территорией развития. За это время для изменения ситуации в округе принято более 70 законов и большое количество постановлений Правительства РФ.

— Много внимания уделяется повышению качества жизни. В ДФО реализуется масштабный проект реновации городов. На каком сейчас этапе разработка мастер-планов 25 городов? Они будут представлены на предстоящем ВЭФ?

— Работа близится к завершению. Мы предложим президенту посмотреть сразу 15 проектов, заслушать мастер-планы курсами, учитывая степень готовности и расположение территорий. Уже переданы на утверждение президенту планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Уде, Южно-Сахалинска, Тынды. Если будет возможность, то некоторое количество мастер-планов покажем до Восточного экономического форума. Ряд ключевых планов, например, Владивостока и Хабаровска, надеемся представить на ВЭФ. И, конечно, отдельно отмечу, что проекты развития городов, где живут десятки-сотни тысяч людей, должны учитывать их пожелания. С их помощью мы можем заглянуть в будущее, показать направление развития территории, дать ответы на основные социально-экономические вопросы.

— После введения санкций Россия объявила о развороте на Восток. Какую позицию занял в этом процессе Дальневосточный макрорегион?

— Россия развернулась на Восток не сейчас и совсем не в связи с санкциями США и ЕС. Это произошло в 2013 году, когда Владимир Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом. Она развернулась, потому что это новые возможности для макрорегиона, новые экономические связи и проекты.

Конечно, эта огромная богатая территория с низкой плотностью населения нуждалась в дополнительных мерах поддержки для запуска новых инвестиционных проектов, для того чтобы модернизировать и развивать существующие производства, а также для того, чтобы улучшить жизнь людей. И такие инструменты были созданы. Для бизнеса — это территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, другие преференциальные режимы, инфраструктурная поддержка инвесторов. Условия, предоставляемые предпринимателям, достаточно широкие. Для населения — это «Дальневосточная ипотека», выплата в 1 млн рублей после рождения в семье третьего ребенка, «Дальневосточный гектар» и другие.

— Почему используются особые меры поддержки?

— С их помощью мы выравниваем условия жизни дальневосточников с Центральной частью России. Например, для экономики важно на каком расстоянии от того места, где планируется построить предприятие, находятся энергетические мощности — они рядом или линию электропередач надо тянуть сотни километров по тайге? А транспортные пути? Как и сколько добираться, например, до Восточного полигона. Это дополнительные издержки. Система преференций создана для развития территорий и бизнеса на них.

В итоге удалось запустить более 3 тыс. новых инвестиционных проектов в самых разных направлениях экономики. Новые заводы и предприятия — это новые рабочие места, дополнительные налоги, которые идут в социальную сферу.

— Как сложности с транспортной доступностью региона влияют на жизнь людей?

— Длинная логистика, удаленность от точек поставки работает на снижение доходов населения. Однако мы уверены, что новый закон о северном завозе снизит стоимость доставки, увеличит ее надежность, а значит, поможет людям сэкономить при покупке необходимых товаров. Этот закон должен снизить стоимость потребительской корзины для жителей Дальнего Востока, а значит, повысить уровень жизни.

— На Дальнем Востоке идет модернизация энергетической и железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Возникают трудности?

— Есть план развития Восточного полигона. Он контролируется и выполняется. В нем есть только одна проблема. Он был сформирован в те времена, когда не было санкций и еще не увеличился грузопоток на Дальний Восток. На Восточном экономическом форуме обсуждения по улучшению транспортной доступности будут одними из основных направлений работы. Сейчас РЖД, Минтранс работают над ними. Мы с коллегами разговаривали, и я их предупредил, что моя обязанность — доложить президенту о том, как выполняется его поручение, какими темпами проходит перекладка путей для обеспечения транзита грузов, производимых российскими предприятиями.

— В логистической цепочке сегодня ключевую роль играет порт Владивосток. Его инфраструктура будет обновляться и расширяться?

— Она постоянно расширяется. За первое полугодие 2023 года портовое хозяйство перевезло на 33% больше, чем в прошлом году. Сейчас на Дальний Восток, действительно, идет большой поток грузов по железной дороге. В этих условиях увеличиваются требования к морским портам. Будут строиться новые. Сейчас уже строится специализированный морской порт Суходол. Мы будем о нем докладывать президенту на ВЭФ. Не буду пока раскрывать, что и где, надо сначала реализовать, но есть еще проекты строительства глубоководных портов в Приморье.

«Аргументы и факты»