Официальные ресурсы

Юрий Трутнев: технологическое развитие Дальнего Востока должно идти быстрее

6 ноября 2025 Распечатать

Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел совещание по вопросу технологического и промышленного развития Хабаровского края.

«Хабаровский край – один из лидеров развития среди дальневосточных регионов. Здесь с государственной поддержкой реализуется 156 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 2,7 трлн рублей. Край занимает второе место на Дальнем Востоке по объему привлеченных инвестиций и первое место среди регионов ДФО по уровню промышленного индекса. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопрос, связанный с технологическим развитием. Мы с Дмитрием Викторовичем Демешиным уже побывали на одном из предприятий – производстве компании «АЭРО-ХИТ», на котором, в общем, о технологическом развитии можно говорить уверенно. Очевидно, это не единственная точка развития региона. Среди лидирующих предприятий края – «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», «Амурский судостроительный завод» и другие. Уверен в том, что существующих темпов и существующих предприятий для обеспечения технологического развития нашей страны недостаточно. Нужно их повысить», – открыл совещание Юрий Трутнев.

О технологическом развитии региона доложил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин. «Промышленная специализация Хабаровского края очевидна (свыше 21,0 % валового регионального продукта). Основными отраслями специализации в крае являются – авиа- и судостроение, металлургическое производство, энергетическое производство, производство нефтепродуктов, строительная индустрия. Индекс промышленного производства за январь – сентябрь показал устойчивость развития, рост составил 18,5 %. Он обеспечен за счет запуска новых инвестиционных проектов, а также устойчивой работы обрабатывающей промышленности (105,2 %)», – отметил он.

В Хабаровском крае развернута Хартия промышленного технологического суверенитета и импортозамещения. Она включает формирование кооперационных связей малых технологических компаний вокруг крупных промышленных предприятий региона, поддержку импортозамещающих проектов, цифровую трансформацию отраслей промышленности, развитие кадрового потенциала. За год к Хартии присоединилось 386 организаций края. Между предприятиями малого и крупного бизнеса заключено 274 контракта.

Развернута работа по формированию кластерной системы промышленного развития. Приоритетными кластерами на первом этапе определены авиапромышленный, судостроительный, горный, агропромышленный, промышленно-строительный, высоких технологий, туристический. Перспективными: вертолетный, металлургии и металлообработки, лесопромышленный. Безусловным приоритетом являются основные специализации края: это авиа- и судостроение. Региональные власти совместно с ОАК формируют авиастроительный кластер. Планируется локализация комплектующих под SJ-100 и создание производственных площадок, где будет объединено производство люков, дверей и двигателей ПД-8.

На основе инжиниринга и реверс-инжиниринга растут кооперационные цепочки малого и крупного бизнеса. К кооперации в авиастроении привлечены краевые технологические компании: «Проммаш», «ПАКС-Восток», «СКИФ-М ДВ», «Композит-ДВ», «Яковлев» и другие.

В перспективе совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и АО «Вертолетная сервисная компания» прорабатывается создание в Хабаровске вертолетного кластера. В рамках Восточного экономического форума подписано соглашение по созданию Сервисного центра компетенций со специализацией на ремонте, обслуживании и выпуске комплектующих изделий вертолетов на базе АО «Дальневосточный авиационный сервисный центр» как первого этапа вертолетного кластера.

Обсуждалось развитие судостроения. Эта традиционная специализация промышленности Хабаровского края базируется на двух предприятиях: Амурском и Хабаровском судостроительных заводах. На совещании рассматривалась возможность расширения номенклатуры гражданских заказов для Амурского судостроительного завода, в том числе строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов с усиленным ледовым классом. На базе Хабаровского судостроительного завода формируется судостроительный кластер в формате индустриального парка. Есть предварительные договоренности с потенциальными резидентами. 

«Мы формируем судостроительный кластер, на котором рассчитываем выпускать суда как для потребности края, так и всего Дальнего Востока. Это и грузовые суда, это и буксировщики, это и пассажирские суда, в том числе на подводных крыльях», – уточнил губернатор Хабаровского края.

Как сообщил Дмитрий Демешин, по поручению Юрия Трутнева разработана программа развития судоходства в Амурском бассейне. Программа была обсуждена на региональном Морском совете и представлена на круглом столе в Совете Федерации.

Прозвучали предложения по формированию в Хабаровском крае автомобильного кластера. Ранее было поддержано финансирование ВЭБ.РФ проекта по созданию Дальневосточного автобусного кластера. На первом этапе – планируется запуск сборочного производства на площадке «Вектор» (ТОР «Хабаровск»). Для проекта выделено помещение площадью 24 тыс. кв. м для создания производства по сборке городских, туристических и перронных автобусов марки «Амурбас». На втором этапе будет открыто производство компонентной базы на площадке «Ракитное». 

Были представлены перспективные направления, среди них предложения по формированию металлургического кластера на базе единственного на Дальнем Востоке металлургического комплекса «АМУРСТАЛЬ», созданию кластера высоких технологий, развитие нефтегазохимии. 

«Мы должны как можно быстрее двигаться вперед. Мы обязаны не отставать от технологий окружающего мира. Да, есть отдельные направления технологического развития, в которых Россия не просто не отстает, а опережает других. Но и оставаться на месте мы не можем», – подвел итоги совещания Юрий Трутнев.